Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое образование.
В дошкольном возрасте процесс освоения искусства идет через игру, через внешнее духовное проявление ребенка в интегрированной среде к саморазвитию через творчество, в котором главным является не искусство, а личность ребенка. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).
В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности: интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: ритм в живописи, мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.
Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает решение единой педагогической задачи обучения и развития ребенка в двух или более направлениях художественно-эстетического образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей. Нельзя поставить конкретных рамок при отборе содержания интегрированного занятия, но оно должно включать дидактические и развивающие задачи двух или более направлений работы.
Среди методов анализа художественного произведения используются такие методы, как сопоставление произведений разных видов искусств, сравнения произведений по принципу сходства, различия, контраста, повторности. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В изобразительном искусстве тема осени раскрывается в различных жанрах живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень», И. Грабарь «Рябинка» и др.); в литературе — через художественные средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.) Подход к отбору содержания предполагает осмысление педагогом закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность ребенку быстрее познать изучаемое.
Основной формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.
В дошкольном возрасте актуально отображение состояния природы в определенное время года в живописи, литературе, музыке. После рассматривания пейзажей (И. Левитан, И. Шишкин, И. Остроухов и др.) дошкольники лучше воспринимают музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Картины Врубеля ассоциируются с музыкой Н. Римского-Корсакова («Царевна-лебедь»). Сами собой «звучат» стихи М.Ю. Лермонтова при восприятии картины И.И. Шишкина «На Севере диком …» или «Белая береза под моим окном…» С. Есенина - картины «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря.
Выбор ассоциативных произведений - прерогатива педагога, который должен учитывать возрастные возможности детей. Наиболее гармонично сочетаются с русской пейзажной живописью поэтические произведения Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других поэтов 19 века.
Интегрированный подход особенно актуален при ознакомлении с предметами изобразительного искусства, когда они представлены не в подлиннике. Мы не видим той яркости красок, четкости штриха, которые придают целостность работы мастера. Музыка, поэзия «оживляют», дополняют «недоувиденное».
Для закрепления знаний детей о произведении изобразительного искусства, используется творческая деятельность дошкольников по мотивам рассмотренной картины. После ознакомления с картиной Микеланджело да Караваджо «Корзина с фруктами» можно предложить ребенку нарисовать или слепить свой натюрморт. После общения с картинами И.К. Айвазовского, которые передают разные состояния моря в различное время суток, дети могут нарисовать (красками, пастелью, пластилином и пр.) такое море, какое больше понравилось. В процессе такой работы и изобразительная деятельность детей становится оригинальной. В результате общения с художественным произведением у дошкольников воспитывается культура эстетического восприятия, чувствительность к духовным ценностям, красоте художественного слова, его образности, поэтичности, яркости, а в процессе изобразительной деятельности дети учатся видеть гармонию изображения, линии, цвета, у них пробуждается интерес к творчеству и постепенно формируется самостоятельное эстетическое видение и эстетическая оценка.
Использование в работе живописных произведений содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок. Зрительный ряд репродукций или слайдов с сопутствующей информацией несет в себе необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка, побудить его к изобразительному творчеству. Это содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок на тематическом рисовании или импровизации (тему для работы дети выбирают самостоятельно). Например, при рисовании портрета мамы дети сначала рассматривают репродукции женских портретов, выполненных разными художниками (Дюрером, К. Петровом-Водкиным, В. Серовом и др.), а затем создают свои близкие сердцу женские образы. К тому же задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке, как расположение отдаленных и близлежащих предметов показано размером, цветом, прорисовкой.
Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса, способствует усвоению знаний, умений и навыков детей и развитию художественно-творческих способностей, устраняет перегрузки.
|