08:30 О возможностях новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования | |
С 1 сентября 2023 года все российские детские сады должны перейти на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 25.11.2022 г. В чем двойственность документа и кто в условиях унификации решится на создание уникальной образовательной программы для своего детского сада? Об этом «ВО» рассказала доцент Дирекции образовательных программ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования МГПУ Ольга Шиян. Безусловно, появление федеральной образовательной программы связано с тенденцией унификации и преодоления, прекращения вариативности. Создание единого образовательного пространства подчёркивается как нечто единственно и самостоятельно ценное, хотя на самом деле давным-давно мы говорим о том, что единство в главном даёт вариативность в огромном количестве частностей. Собственно, ради этого и создаются национальные стандарты. Все стандарты нового поколения во всём мире выглядят как очень короткий документ, который рамочно задаёт ценности, рамочно фиксирует ориентиры и оставляет огромную свободу для самоопределения педагогам и организациям. И множеством исследований подтверждено, что самостоятельность образовательных организаций, в частности формирование своих программ, связано с качеством образования. Так что появление документа, в котором крайне подробно прописаны в основном такие знаниевые и умениевые компоненты по каждому возрасту, означает унификацию и курс на снижение вариативности. При этом одно из самых частотных слов в этой программе – слово «примерно». Таким образом подчёркивается, что всё, что в этой программе изложено, – это примеры, которые не являются законом для читателей и того, кто будет применять эту программу. Это вариант, который рекомендуется, но не является строго обязательным. Кстати, эта примерность подчёркивается и в презентации программы, которая есть на сайте Министерства просвещения РФ. Это значит, что методы и формы работы могут варьироваться. На самом деле это радикально важный тезис, потому что именно методы и формы работы и обуславливают в целом вариативность образования. В этом огромное спасение и залог того, что можно использовать разные способы действия, которые предлагались раньше, в частности разными авторскими программами, включенными в тот список, который присутствовал на сайте ФИРО. Кроме того, двойственность документа проявляется в том, что в нём практически все важные слова перенесены из ФГОС. В частности, фраза о том, что ребёнок должен являться субъектом своего учения. Также остались слова про инициативность и инициативу, самостоятельность, развитие воображения и игру. Но вернусь к своему тезису. Частотность слова «примерный» говорит о том, что для того, кто видит ценность в инициативности, самостоятельности, развитии воображения детей и так далее, остаются возможности для реализации своих целей. Но это надо ещё понять. Для того чтобы делать в этих условиях уникальную программу, как, собственно, разрешается и предполагается ФЗ «Об образовании» и ФГОСом, придется приложить немалые интеллектуальные и организационные усилия. Ведь внешне это действительно унификация вплоть до рекомендованных литературных произведений, списков мультфильмов и списков мероприятий. Стоит заметить, что начиная с 2012 года, когда образовательные организации получили возможность создания и разработки своих собственных программ, совсем немногие воспользовались этим правом. Исследования показывают, что чаще всего в качестве собственной программы предъявляется одна из примерных программ. То есть те, кто прокачаны, рефлексивны, готовы делать уникальную программу, и в этих условиях создадут ее. Но большинство поймает призыв к унификации и не будет искать способов реализовать собственные задачи. | |
|
Всего комментариев: 0 | |