Ответ попутчику
2024-Май-21, 11:45

Основано на реальных событиях

Автор: Иванушкина В.М.

Скорый мчался вперед по зеленому тоннелю российских просторов. Утренняя вагонная суета закончилась, проводницы разносили чай.

Нас в купе было трое: я, девушка-студентка и мужчина – военный лет пятидесяти. За чаем зашел обычный разговор, какой бывает со случайными попутчиками: о семье, о работе. Когда я сказала, что работаю в детском саду воспитателем, мужчина спросил: «Вы не смогли получить образования?». «Почему?», - ответила я, - «У меня высшее педагогическое образование». Умудренный жизненным опытом человек, имеющий взрослых детей, искренне удивился: «А зачем воспитателю в детском саду высшее образование?».

Сначала я немного растерялась, ведь мне казалось таким очевидным, что в дошкольном учреждении работают образованные люди. А военный продолжал: «Мои дети давно не дошкольники. Но я не помню, чтобы воспитатели поражали меня своими знаниями. Следили за детьми – да, иногда ругали, иногда – хвалили. На утренниках пели. А больше… не помню».

Тут в разговор вступила девушка, молчавшая до сих пор: «А я, вообще считаю, что нельзя воспитать в толпе. Мой ребенок, ну когда он родится, конечно, будет воспитываться с гувернанткой. Языки, музыка, манеры! А что может дать детский сад? Толпа!».

Собравшись с мыслями после таких высказываний, я пыталась доказать необходимость хорошего образования для работы с дошкольниками и объяснить особенности обучения и воспитания ребенка именно в детском саду. Но поняла, что своих собеседников я не убедила…. Постепенно разговор попутчиков перешел на другие темы.

С той поездки прошло некоторое время. И я стала ловить себя на мысли, что мне все чаще и чаще вспоминается случайный разговор попутчиков и простой вопрос: «А зачем воспитателю в детском саду высшее образование?» крутится в голове.

Действительно, многие обыватели считают профессию воспитателя недалекой, дескать, большого ума не надо детям носы подтирать. Почему сложилось такое мнение?!..

Перед закатом социализма в России (семидесятые - восьмидесятые годы 20 века) в детские сады пришло много случайных людей - тех, которые «отсиживались» на сменной работе, умудрялись вязать, читать книги и газеты вместо того, чтобы заниматься с детьми. Даже педагогами были не все из них, ведь сады открывались, людей не хватало, были рады инженерам, технологам. В группы набирали по 30-40 детей, здесь не до личностного общения – делаем вместе «как я». Потом была перестройка, детские сады закрывались, воспитатели уходили в коммерцию.

Сейчас многое изменилось. Правительство рассматривает дошкольное детство как «национальный ресурс, позволяющий решить проблемы социального и экономического развития страны». Его гордо называют начальной ступенью образования. Активно внедряются в практику разные виды дошкольных учреждений, группы кратковременного пребывания детей. Но снова повсеместно требуются на работу воспитатели, и не только в государственные дошкольные учреждения, но и в частные, очень ценится профессия в качестве гувернантки и при этом отдается предпочтение специалистам с высшим дошкольным образованием.

Однако отбросим все высокопарные рассуждения и заглянем в обычную группу детского сада. Что же там?.. Двадцать мальчишек и девчонок живут в своем, особенном мире – дошкольной стране игр и песен, чудес и сказок. Здесь строят и путешествуют, исследуют и творят. И пластилин в этом мире необыкновенный, и вылепленные зайчики - живые. А воспитательница в этой сказке - настоящая волшебница, ведь только она знает, как из синей и желтой краски может получиться зеленая, а из двух кружочков - восьмерка!

Особенность профессии педагога-дошкольника в том, что она не только дает возможность заглянуть в страну детства, в мир ребенка, а слиться с ним и, разговаривая с детьми на одном языке, ненавязчиво управлять важными процессами детского развития. Жизнь любой возрастной группы - это театр, в котором воспитатель и ребенок каждую минутку играют разные роли.

Важно не разрушить детскую иллюзорность, а через нее научить ребёнка общаться, заложить базовые знания, а также дать возможность проявиться его скрытым талантам. Ожидание чуда является главным мотивом познания нового, неизведанного в дошкольном возрасте. Для этого воспитатель будет Бабушкой-Загадушкой и Айболитом, веселым Карлсоном и Королевой Живописи, которая научит малышей видеть красоту и создавать ее своими маленькими, часто неловкими, ручками. Дети оценят творчество и фантазию педагога, ведь они сами - великие выдумщики и фантазеры.

Только через игровую деятельность происходит обучение, развитие и воспитание дошкольников. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Дети живут в игре, учатся уважать себя и других, «вытаскивая репку» или «спасаясь от волка», познают азы профессий, играя в железную дорогу или больницу.

Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы посредством игровых действий добиться разностороннего развития каждого ребенка. Важно иметь огромное терпение, верить в чудеса, быть оптимистом, уметь проявлять настойчивость и, главное, любить детей.

Вся деятельность воспитателя построена на любви. Любовь к детям никаким притворством не подменишь – разницу они улавливают сразу же. И самое главное - быть достойным любви, не вызывать у детей разочарование, иначе все пропало. Как трудно быть в форме постоянно, под взглядами все замечающих детишек. Ах, какие они наблюдательные, эти дошкольники!

Рано утром встречает воспитатель малышню, которая бежит навстречу со своими новостями, радостями и проблемами. Каждый миг общения с ребенком - важный момент воспитания и обучения, ведь это и эмоциональное благополучие, и развитие речи, и закрепление знаний. Часто родителям не хватает времени и терпения говорить со своими детьми. А они жаждут общения и получают его от воспитателя и своих сверстников.

Дошкольное детство – особый мир, и чтобы … нет, не работать, жить в этом мире, очень нужно хорошее образование. Воспитателю необходимы знания педагогики и психологии, физиологии и дефектологии, этики и эстетики, организации и методики обучения и воспитания, актерские, режиссерские, певческие навыки и многое другое. Но этого мало. Исходя из того факта, что воспитатель детского сада должен научить ребёнка основным принципам окружающего мира, его личность должна отличаться завидной безупречностью.

Образованность и эрудиция помогут создать образец для подражания для своих маленьких подопечных. Терпение, усидчивость, требовательность и творческий подход — это те качества, которые способствуют достижению лучшего результата и при этом закрепляют положительный образ воспитателя в сознании ребёнка.

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и начала, положенные воспитателями детского сада, являются определяющими в дальнейшем развитии не только ребёнка, но и общества в целом. Поэтому говорить надо не о таких очевидных чертах этой профессии как образование, человеколюбие, творчество, а о повышении престижа профессии воспитателя, ведь детский сад имеет право на приоритет в системе образования как ее первая и наиглавнейшая ступень.

Категория: Статьи | Добавил: Админ
Просмотров: 1231 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]