2016-Окт-01, 13:28 | |
План семинара "Индивидуализация образования" 1 занятие (теоретическое). Нормативно-правовые и концептуальные аспекты индивидуализации образования. 2 занятие (практическое). Построение адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка. 3 занятие (теоретическое). Реализация культурных практик через событийно-творческую жизнедеятельность группы. 4 занятие (практическое). Формы и методы содействия саморазвития ребенка в развивающей предметно-пространственной среде детского сада (Детский совет, Клубный час, Календарь ожидания, Игротека и др.) 1 занятие (теоретическое). Нормативно-правовые и концептуальные аспекты индивидуализации образования. Образование – деятельность, связанная с поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа», требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования этого образа. Индивидуализация образования - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. ФГОС дошкольного образования ( пункт 1.4) - основные принципы дошкольного образования, раскрывающие смысл индивидуализации:
Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ, которые включают помимо учебной деятельности, субъектность каждого ребенка. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетенцией, сообразных дошкольному детству. Сам ребенок принимает активное участие в выборе содержания своего образования. Механизмы организация воспитателем индивидуализации детей:
Средство индивидуализации образования - развивающая предметно-пространственная среда (РППС). В детском саду правильно организованная среда способствует самообучению и саморазвитию ребенка, стимулирует его становление как субъекта разных видов деятельности, стимулирует приобретение способности делать выбор, принимать решение, нести ответственность за выбор и результаты своих действий и поступков. РППС должна стимулировать развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, креативности в тех образовательных областях, которые выделены в ФГОС, а так же выходящих за их пределы, представляющих личные интересы ребенка, отражающих особенности социокультурного окружения (региональный компонент, увлечения взрослых). Одним из важнейших методов индивидуализации образования является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.). 2 занятие (практическое). Построение адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута ребенка. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Поэтому для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в детском саду разрабатываться соответствующие адаптированные программы дошкольного образования (отдельными документами) с учетом особенностей психофизического развития ребенка, его индивидуальных возможностей. Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Это документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования. Цель адаптированной образовательной программы: построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей. Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются и для детей, осваивающих основную образовательную программу дошкольного образования. Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая ребенку позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Его ценность состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. Индивидуализация образования предполагает создание траектории развития ребенка, изучение перспектив развития и их поддержка в продвижении. Проводится мониторинг динамики развития ребенка, который нужен для выявления условий, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов педагоги проводят посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях при участии родителей. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Мониторинг развития и социализации ребёнка-дошкольника описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников. Для решения задач развития ребенка и последующего психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции проводится психологическая диагностика (только с согласия родителей). Выстраиваются линии развития ребенка по тем образовательным областям, по которым ребенок не осваивает образовательную программу дошкольного образования. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут ребенка (ИОМ) и продвигаются по нему совместно с родителями (законными представителями). ИОМ включает в себя сочетание деятельности педагогов и родителей в целях социальной самореализации личности. 3 занятие (теоретическое). Реализация культурных практик через событийно-творческую жизнедеятельность группы. Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:
Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов. При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития. Подробнее о культурных практиках рассказывает Лыкова Ирина Александровна, запись интервью. 4 занятие (практическое). Формы и методы содействия саморазвития ребенка в развивающей предметно-пространственной среде детского сада (Детский совет, Клубный час, Календарь ожидания, Игротека и др.) Детский совет - форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения поддержка разнообразия детей и детства. Взрослый – модератор Совета. Задачи Детского совета:
Клубный час: Дети в течение одного часа перемещаются по всему зданию детского сада, выбирая себе дело по душе.По сигналу (звонок колокольчика возвращаются в группу). Задачи «Клубного часа»:
«Свободный» клубный час:
«Тематический» клубный час:
«Деятельностный» клубный час:
Адвент-календарь для детей – это возможность сделать каждый день ожидания и подготовки к определенному событию особенными, запоминающимися, наполненными и счастливыми. | |
| |
Просмотров: 5381 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |