2020-Дек-02, 09:42 | |
Маджонг - традиционная настольная азиатская игра, которая играется с помощью набора костей, напоминающих костяшки домино. Значение маджонг - раньше его называли "má què", произносится как "ма цюэ" и переводится как воробей. Сейчас чаще в Азии употребляют название мацзян. Играют в маджонг в виде пасьянса (1 человек) и как в в азартную игру (4 человека). Полный набор маджонга состоит из 136 костей. Это 34 вида различных вида костей разных мастей: монеты, бамбуки и знаки.
Кости маджонга можно использовать в играх и интеллектуальных занятиях детей старшего дошкольного возраста. Масти детям осваивать необязательно, работа с троится на сенсорном восприятии. Игры с "монетами" Мы высыпаем содержимое коробки на пол или на стол и просим ребенка найти все кости, на которых изображены кружочки. Это задание на произвольное внимание – ребенку нужно найти среди множества стимулов только те, которые соответствуют описанию. В шесть-семь лет ребенок должен достаточно эффективно справляться с этой задачей. После того как ребенок справился с задачей выбрать все кости, на которых есть кружочки, мы обращаем его внимание на то, что фишки с кружочками обозначают числа от одного до девяти. Если мы используем адаптированный набор фишек, снабженный латинскими буквами и арабскими цифрами, то на каждой масти монет будет цифра и соответствующее ей число кружков. Следующая задача ребенка – выложить на костях масти монет натуральный ряд чисел от одного до девяти. Типичная ошибка, которую мы можем пронаблюдать тут, это когда ребенок выкладывает девятку монет в перевернутом положении, считая ее шестеркой, и его не смущает, что на ней подозрительно много кружочков. После того, как ребенок выложил последовательность от одного до девяти, даем задание выложить последовательность от девяти до одного.
Осваиваем основные комбинации:
Чоу – это ряд из трех последовательных чисел на костях одной масти (например: 3-4-5). Ассоциация с образовательным процессом - игра "Найди соседей". Панг – это три идентичные фишки в ряд (например 6-6-6). Конг – это четыре идентичные кости (6-6-6-6). Называть комбинации по-китайски необязательно. Однако использовать термины на языке оригинала полезно, т.к. это дополнительная нагрузка на внимание и память. Игра "Кодовый замок" с "монетами" (кости с кружочками): Составляем произвольную комбинацию из 4-6 шести фишек масти монет, показываем ребенку, чтобы он ее запомнил, а затем закрываем и просим воспроизвести из оставшихся фишек. Объем памяти, который у взрослого составляет семь единиц плюс-минус две, у ребенка нарастает в течение дошкольного детства и примерно равен его возрасту в годах. То есть мы ожидаем, что шестилетний ребенок сможет воспроизводить по памяти последовательность из шести элементов (возможно, с нарушением порядка). Игры с бамбуками На костях бамбуков изображены традиционные китайские палочки, на единице бамбуков нарисована ветка с птицей. Мы объясняем ребенку, как выглядят фишки масти бамбуков, и просим найти их в общей куче фишек. Затем мы просим ребенка проделать с бамбуками все то же самое, что и с фишками масти монет: выложить ряды от одного до девяти и от девяти до одного, составить несколько стандартных комбинаций – чоу, пангов и конгов. Это уже знакомые задания, они позволяют ребенку почувствовать, что он уже что-то знает и умеет. Если у него есть сложности с этими заданиями, то будет лишняя возможность потренироваться. На фишках масти бамбуков тоже можно поиграть в игру "Кодовый замо". Дополнительное задание - "Змейка": смешав монеты и бамбуки, составлять ряд, где каждая следующая фишка либо той же масти, либо с тем же числом, что и предыдущая. Игры со "знаками" У костей масти знаков в нижней части кости один и тот же иероглиф красного цвета (по которому мы и опознаем масть), а в верхней части – иероглиф, обозначающий число от одного до девяти. Если мы не планируем учить с ребенком иероглифы, то здесь нам будет важно, чтобы комплект костей был адаптированный – то есть с арабскими числами в углу кости. Без этих чисел ребенку, который не знает китайского языка, ориентироваться в костях масти знаков будет очень сложно. Если мы играем адаптированным комплектом, то ребенку достаточно просто понимать, что черные значки – это такие же цифры, только китайские. И если со временем он их запомнит, это будет неплохо, но специально ставить такую задачу нет нужды. Когда мы знакомим ребенка с мастью знаков, то вначале мы показываем несколько костей этой масти и объясняем, как они устроены. Затем просим найти все такие же кости в общей куче. Или можно попросить найти все три масти и выбрать отдельно монеты, отдельно бамбуки и отдельно знаки. Дальше – как выше: прямой и обратный ряды, чоу, панги и конги. С мастью знаков все это будет чуть тяжелее, чем с монетами и бамбуками, потому что теперь ребенок не может опираться на картинку. Играть с ребенком в мемори надо на костях трех основных мастей. Для начала можно брать 6-8 пар костей. Они выкладываются в несколько рядов. Каждый игрок по очереди открывает две кости, и если они одинаковые, то он забирает пару себе и может сделать еще один ход, а если разные, то переворачивает обратно. Смысл игры в мемори в том, чтобы сформировать эффективную стратегию запоминания. Еще одна мини-игра, которую можно добавить на этом этапе, – это составление комбинаций на произвольном наборе. Мы перемешиваем монеты, бамбуки и знаки, случайным образом выбираем 20 костей и просим ребенка составить из них все комбинации, какие получатся. | |
| |
Просмотров: 823 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |