Воспитание в понятиях
2022-Фев-06, 09:02

Понятий «воспитание» много. Если мы обратимся к словарю, то прочитаем: воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. 

Наиболее авторитетный источник для педагогов - это Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в разделе 1, статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» прописано, что воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Воспитание формирует психологическую структуру личности.

Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич в книге «Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания» пишут, что «воспитание (от древнерусского възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации».

Автор одного из популярных учебников по педагогике И. П. Подласый определяет воспитание следующим образом: «специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу». Такое определение воспитания настораживает своей излишней жесткостью. Ведь если мы будем смотреть на личность воспитанника только с позиции ее полезности для общества, не повлечет ли это за собой равнодушного, пренебрежительного, негативного отношения к тем, кто по какой-либо причине не стал или не может стать полезным обществу? 

Известный исследователь А. В. Мудрик дает следующее определение: «воспитание - это относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется». Можно воспитать и порядочного человека, - отмечает А. В. Мудрик, - и религиозного фанатика, преступника.

Воспитывая, педагог стремится помочь детям стать добрыми и отзывчивыми, трудолюбивыми и самостоятельными, вежливыми и интеллигентными. То есть, воспитывая, он способствует развитию ценностного отношения детей к человеку, к труду, к культуре. Как писал К.Д. Ушинский: «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его для счастья, и приготовить к труду жизни». 

Категория: Воспитание дошкольника | Добавил: Админ
Просмотров: 603 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]