Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»
2017-Мар-17, 09:32

Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия.

Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Сайт проекта.

Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс).

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов.

Цель Проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи Проекта

• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Содержание Проекта

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок).

Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.

Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.

Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе.

В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника.

С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы.

Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды.

Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.

Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности.

Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах.

Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми.

Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся.

Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций.

Прогнозируемые результаты:

• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

• повышение общей культуры ребёнка;

• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

Задачи Проекта решаются путём:

• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;

• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;

• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;

• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;

• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;

• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации.

Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций.

Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».

 

Для того, чтобы стать участником природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята–Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» необходимо от лица руководства образовательной организации направить письмо в программный комитет Проектов на имя руководителя Проектов Зотова Владимира Валентиновича о желании стать участником Проекта.

После положительного ответа необходимо провести акцию посвящения детей образовательной организации в «Эколята – Молодые защитники Природы» (далее – Акция).

Во время Акции территория (аудитория) ее проведения оформляются логотипами «Эколята», рисунками, плакатами и поделками с образами сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы – (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка).

Желательно, чтобы при проведении мероприятия присутствовали сказочные герои «Эколята» – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые).

Проект «Эколята – Дошколята» базируется на:

• применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и  эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний;

• рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария;

• использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия;

• присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ;

• включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам;

• предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации.

Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает:

• использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»;

• использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов;

• разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта;

• разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье;

• разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях;

• организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий;

• издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников;

• создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на  радио и в телевизионных передачах;

• организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы;

• организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;

• создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми;

• использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия.

Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний;

• использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

• последовательность в обучении и воспитании;

• преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

• анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

• простота и доступность изучаемого материала;

• наглядность при изучении тем и вопросов;

• присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

• наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

• поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях;

• добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы;

• безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»:

• чтение;

• беседа;

• наблюдение;

• обсуждение;

• прослушивание тематических сказок и рассказов;

• задание;

• игра;

• просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

• прослушивание радиопередачи;

• викторина;

• конкурс;

• тематическое оформление помещения;

• встреча;

• утренник;

• прогулка;

• работа на природе;

• проведение опыта;

• экскурсия;

• тематическое мероприятие.

Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса:

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

• учебники и учебные пособия;

• тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы;

• журналы и газеты;

• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

• энциклопедические и справочные издания;

• аудио и видеоносители информации;

• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• элементы мультипликации и диафильма;

• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

• театральные постановки, их фрагменты и элементы;

• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

• музеи и картинные галереи;

• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;

• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;

• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.

Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»:

• «Природа  вокруг нас»;

• «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

• «Времена года»;

• «Время суток»;

• «Животные и растения»;

• «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

• «Человек не может жить без Природы»;

• «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

• «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

• «Помоги Природе, помоги своему другу!»

• «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

• «Сохрани Природу от пожара»;

• «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

• «Природолюбие – учебник нашей жизни».

Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:

• Будь аккуратен с Природой

• Береги Природу

• Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе

• Умей гулять на Природе

• Дружить с Природой

• Единство Человека и Природы

• Жалеть Природу

• Заботиться о Природе

• Исследовать, изучать Природу

• Красная книга

• Любить Природу, любоваться Природой

• Многообразие Природы

• Наблюдать за Природой

• Ответственность перед Природой

• Природолюбие

• Радоваться вместе с Природой

• Сохранить Природу

• Трудиться на благо природе

• Уважать Природу

• Фантазировать вместе с Природой

• Ходить в гости к Природе

• Ценность Природы

• Чудеса Природы

• Шёпот Природы

• Щедрость Природы

• Экология

• Юный натуралист

• Явления природы

Сайт проекта

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]