В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. Мы учим детей активно использовать результаты исследовательской деятельности на практике и дополняем, конкретизируем знания детей о природе, предметах, агрегатных состояниях воды, животных, растениях и т.д. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий – тяжёлый), а также фразеологизмами (“лошадь в яблоках”). В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы. Все знания ребенок может закрепить в экспериментальном уголке. Что же в нем должно быть? Давайте разберемся.
- Разнообразные баночки, мисочки, стаканчики разных размеров, емкости для воды и т.д. (не забывайте о технике безопасности – никаких стеклянных баночек и стаканчиков). Если вы решили знакомить детей со свойствами стекла – под вашим присмотром, и не храните его в уголке экспериментирования.
- Баночки с песком, глиной, торфом, разнообразными крупами, плодами, камушками и ракушками. Все, что интересует детей в данный момент. На крышках банок можно нарисовать символы, придуманные детьми для обозначения материала.
- Коллекция разных видов бумаги и ткани.
- Разные магниты и железные предметы.
- Фонарики разных форм и размеров.
- Увеличительные стекла разных размеров(их должно хватить на каждого участника эксперимента).
- Бросовый материал : коробочки, проволока, крышки, пробки, перья и т.д.
- Пищевые красители.
- Пипетки, клизмы, термометры для воды, электронные термометры для тела.
- Шприцы без игр, трубочки, деревянные палочки, мерные ложки.
- Воздушные шарики, ленточки и т.д для определения направления ветра.
- Мука, подсолнечное масло, соль, сахар, сито, воронки.
- Формочки для льда.
- Наборы полотенец, клеёнчатых фартуков, косынок, салфеток бумажных и фланелевых, а так же клеёнок для стола или одноразовых скатертей.
- Схемы, таблицы и алгоритмы выполнения опытов.
- Журнал зарисовок опытов детьми.
- Литература и энциклопедии по теме.
- Различные часы (песочные на разное время), календари, секундомер и компас.
- Водяные и песочные мельницы, весы, микроскоп, бинокль.
- Набор различных зеркал (каждое в своей коробочке).
- И всякие разные предметы, необходимые для проведения конкретных опытов
Не забывайте о сменяемости оборудования в уголке. Если вы изучаете свойства магнита, то в уголке представлены материалы для игр и экспериментов с магнитами. Другие материалы на время можно убрать.
Не оставляйте вопросы детей без ответов, старайтесь вместе выяснить что, как и почему происходит. |