2024-Окт-29, 16:22 | |
Знакомство с математикой в дошкольном возрасте определяет дальнейшее отношение детей к этой науке. Для пробуждения и поддержки интереса к математике важно сохранить изначальное любопытство и открытость, с которыми дети вступают в мир. Важно, чтобы детям дошкольного возраста предоставлялись многочисленные, разнообразные и увлекательные возможности для действий, включающих в том числе и математическое содержание. Такая атмосфера обеспечивает положительное отношение к активным действиям, в том числе имеющим математическую основу. Механический счет и идентификация чисел бессмысленны без непосредственного практического опыта. Действия детей в течение дня дают многообразные возможности для развития математического мышления. Во время прихода в группу раздевание может служить примером установления соотношения «один к одному»: у каждого ребенка есть свой шкафчик — у всех «по одному»; поводом для количественного счета — «Два сапога. Пять детей в комбинезонах. На кофте четыре пуговицы», а для порядкового счета: «Одна варежка. А где вторая?», «Тёма первый оделся, а кто второй (третий, ...)?». Практику счета и вычисления можно осваивать на основе учета детской посещаемости: «Сколько присутствует?», «Сколько отсутствует?», «Сколько мальчиков (девочек)? Сколько всего?». Основой для счета может служить пересчет детей «по головам», по списку, по фотографиям на стенде «Я пришел!», Время завтрака дает детям другие возможности знакомства с взаимно однозначным соответствием: для каждого ребенка один стул, одна тарелка, одна чашка, одна салфетка, а также для счета «Сколько всего тарелок?», для сравнения «Тарелка для супа больше, чем блюдце! чайная ложка меньше, чем суповая» ит. п. Время игр, группового сбора, общих занятий и занятий по выбору дает многообразные возможности для классификации, счета по различным признакам: «Сколько детей собралось на ковре? Сколько девочек? Сколько детей одето в красное? Сколько нужно больших/маленьких кисточек для работы? Сколько детей могут, не мешая друг другу, работать в центре песка и воды?» — и т. п. Время прогулки на воздухе, занятия физкультурой и элементарным спортом — прекрасный способ попрактиковаться в математике: вести счет ступенек при подъеме или спуске (ступеньки могут быть промаркированы цифрами); подсчитывать каждое колебание при качании на качелях; считать вслух прыжки, удары мячом об пол и т. п. В такой деятельности само тело ребенка помогает закрепить понимание значения числа. Даже гигиенические процедуры могут служить основой для математического общения. Воспитатель может специально акцентировать свою речь на математических понятиях, например: «У нас три раковины. Можно мыть руки по одному или по двое. Твое полотенце висит в шкафчике с номером 7». Уже сам распорядок дня, по которому живет группа детского сада, предоставляет возможности для приобретения конкретного математического опыта, обеспечивает конкретные упражнения в освоении понятия времени и измерении временных отрезков. Для этого в группах есть часы с циферблатами, и некоторые дети довольно рано начинают отслеживать движение стрелок: «Когда мама придет? Где будет большая стрелка?», «Вот от этой цифры до этой — я играю, а потом ты будешь». Таким образом, часы, которые показывают течение минут, могут быть использованы для привлечения внимания детей к временным периодам. Песочные часы могут быть использованы не только для нормирования длительности деятельности (игры, владения каким-либо предметом), но и для подготовки детей к переходу от-одной деятельности к другой. Для этих же целей можно использовать кухонный таймер, отмеряющий секунды и сигнализирующий об истечении времени изменением положения на циферблате и соответствующим звуком. Такие приспособления могут помочь нетерпеливым детям в тренировке волевого усилия. Весьма популярны в детских садах разнообразные варианты календарей (года, природы, погоды). Однако стандартные календари и механическое повторение чисел, названий месяцев и дней не слишком помогают детям уловить течение времени: год и даже месяц слишком продолжительны и абстрактны. Но их можно максимально приблизить к восприятию и пониманию ребенка-дошкольника. Например, в ходе обсуждения можно расставить по конкретным числам те события, которые личностно значимы для ребенка, — день рождения,любимые праздники, ожидаемые события (например, дата, когда должна вернуться из командировки мама, когда ребенок должен отправиться в путешествие ит. п.). Для ориентации детей в днях недели воспитатели могут сделать простой недельный календарь, где на каждой странице показаны семь дней. Каждый день должен отличаться цветом, причем все понедельники должны быть одного цвета, вторники другого и т. д. Этот же календарь может использоваться для регистрации погоды. В зависимости от возраста детей (чем старше — тем более длительный период для анализа) по окончании недели (месяца, сезона) можно вместе подсчитать число солнечных дней и дней дождливых или ветреных, сравнить их с количеством таких же дней в другом сезоне. Широкие возможности для занятий математикой предоставляют выходы за пределы детского сада. Можно начать с отметки в календаре дней до запланированной поездки в театр (цирк, спортивную школу, парк и т. п.). Это послужит упражнением в измерении времени посредством подсчета/отсчета дней. На улице или в конкретных местах экскурсий помимо основного содержания можно найти место для упражнения детей в нахождении и назывании цифр (номер дома, автобуса, машины, время работы магазина, указатели), форм, величин предметов и объектов. Особенно богатым источником математических упражнений служат походы в магазин. Например, для запланированного приготовления фруктового салата дети могут составить список необходимых покупок, при помощи взрослого определить количество продуктов. | |
| |
Просмотров: 6 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |