Конструкторы для детей: история и современность
2014-Авг-07, 19:30

Детские конструкторы считаются универсальным учебным пособием, которое развивает моторику рук, мышление, память, фантазию, а также множество других навыков, которые пригодятся ребёнку в будущем. Известно, что уровень развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Кто изобрел первый конструктор для детей?

Фридрих Фребель - немецкий гуманист, педагог, автор оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе, создатель первых детских садов (1837 г) для своего детского сада разработал набор игр и игрушек, которые дети получали в подарок, например, кубики или мячи.
«Шесть даров Фридриха Фребеля»:
1)мячи разного цвета на ниточках, 
2)небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов;
3) кубик, который был разделен на восемь кубиков. Это помогало понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.
4)такой же кубик, но разделенный на восемь пластин (способствовало развитию у детей строительных способностей);
5) куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.
6) кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

«Кубики Фрёбеля" - набор различного вида призм из кленового дерева, помогающие детям развивать моторику, фантазию - словом, осваивать материальный мир.

Их можно считать первым строительным набором для дошкольников.

Первый механический конструктор был запатентован в 1901 году Фрэнком Хорнби (Frank Hornby) (1863—1936) из Ливерпуля (Великобритания) — английским изобретателем, бизнесменом и политиком, не имевшим формального инженерного образования. Основанные им компании по производству игрушек сделали его миллионером. Первоначально идея Фрэнка Хорнби изобразить инженерные конструкции в миниатюре реализовалась в детском наборе конструктора для мальчиков. Назывался он «механическим пособием для новичков», был металлическим и состоял из различных балок, уголков, перекрытий, колесиков, скоб и других деталей. В набор также входили гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо определенных схем — каждый ребёнок мог проявить фантазию и создать целый город с мостами, автомобилями, самолётами и даже летающими тарелками. 

В 1926 году появляются первые цветные детали — красные и зелёные. В 1970 году конструктор был дополнен электромотором. В 1981 году во Франции впервые появляются принципиально новые модели из пластика.

Изобретателем деревянного конструктора является австриец Ехан Корбули, он был многодетным отцом, а на жизнь зарабатывал торговлей. У самого младшего из сыновей Ехана самым любимым занятием было крушение всех сооружений из деревянных кубиков, которые строили его старшие братья. Естественно это вызывало много конфликтов и Ехан нашел решение это проблемы, он проделал дырочки во всех кубиках, таким образом, чтобы их было возможно соединить деревянными палочками. Конструктор приобрел название "Матадор” и поступил на прилавки в 1903 году, при изготовлении деталей использовалась древесина из бука.

В 1932 году в Дании был изобретён новый вид конструктора. Простой плотник Оле Кирк Кристиансен, потерявший приносившее ему доход дело, жену и оставшийся наедине с проблемами и четырьмя детьми, сделал своими руками деревянную игрушку для своих детей ему пришла идея делать их больше и продавать. Имя компании он дал Lego, что с перевода латинского означало «я собираю». После посещения выставки нового оборудования по изготовлению пластиковых деталей в Копенгагене Оле приобрел станок для изготовления пластиковых игрушек и начал производить различные погремушки и игрушки из пластика, но ему, ни как не давал покоя взятый на выставке маленький пластиковый кирпичик. После долгих раздумий и его доработки он начал изготавливать пластиковые кубики. Первой пластиковой моделью был трактор, который очень хорошо продавался. И в очередной раз появилась проблема маленького сбыта игрушек.

Возвращаясь, из деловой поездки в Англию Готфрид в разговоре с владельцем большого торгового центра услышал, что в игрушечном производстве должна быть система. Это долго не давало покоя Готфриду, и он решил систематизировать игру. Появилась идея создать развивающую воображение и изобретательность у детей игру. Вот тогда и появился первый конструктор Lego, но он был, неустойчив и тогда Готфриду пришла, идея делать кубики с трубами внутри и получилась целая сборочная система, но Оли уже не увидел, как прогрессировал его маленький кирпичик. Уже Готфрид воплощал в реальность одну за другой мечты его и отца: построил аэропорт для увеличения продаж. 
Lego становилось, популярной во многих странах приносило, хороший доход, после чего он решил выстроить Леголенд для посетителей, которым было, интересно производство Lego. В 1968г он был открыт и принимал всё больше и больше посетителей. Вот так благодаря простому плотнику и его стремлению к качеству и совершенству передавая, всё это из поколения в поколение до сих пор Lego радует, не только детей своими конструкторами, но и многих взрослых. 

Современные конструкторы различаются по размерам, материалов, из которых они изготовлены (деревянные, металлические, пластиковые,  мягкие полимерные, тканевые, керамические и т.д.), способам крепления, тематичности. Конструкторы могут быть динамичными и статичными, электронными и интерактивными.

Виды конструкторов по способам крепления:
 

  • Конструкторы без крепления: кубики, блочные строительные наборы, состоящие из разных геометрических тел.
  • Строительные наборы для построек из «бревен»: детали скрепляются между собой, как в настоящем строительстве срубов по принципу вкладывания: вырезанные в «бревнах» пазы вставляются друг в друга.
  • Керамический (кирпичный) конструктор: уменьшенные в размере кирпичики, клей или цемент, разработанные специально для детей, подручные средства (основания, мастерок и пр.).
  • Конструкторы-лабиринты: трубки для построения вертикалей, желобки, круговые и извилистые дорожки, воронки, трамплины и цветные шарики. Из деталей такого конструктора собирается лабиринт, по которому должен прокатиться шарик.
  • Блочные конструкторы с деталями - соединителями: «Лего», решетчатые, сотовые с пазами, 3D  пазлы, Кликс (с защелкиванием), с шестеренками (разноцветные зубчатые детали, напоминающие шестеренки часового механизма соединяются между собой),  конструкторы с технологией сборки  по принципу совмещения параллельных выступов и углублений.
  • Конструкторы с болтовым соединением: их детали представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную технику: подъемные краны, вертолеты и т.п., а также познакомить ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.
  • Магнитные конструкторы: они состоят из намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и металлических шариков. Конструируя, ребенок сможет увидеть и «потрогать руками» свойства магнитов. Основоположником в производстве магнитных конструкторов для детей стала канадская компания Mega Bloks, основанная в 1967 году. Ею был создан принципиально новый вид конструктора, который не имел определённого сюжета, а представлял собой абстрактную фигуру, из которой ребёнок мог сделать всё, что захочет.
  • Гибкие криволинейные контурные конструкторы из тонких гибких пластиковых трубочек разной длины, соединяющиеся между собой с помощью жестких пластмассовых креплений. Гибкость деталей дает плавность линий и позволяет моделировать объекты, как неживой, так и живой природы. Из разноцветных трубочек получаются интересные фигуры, со свойствами которых ребенок может экспериментировать: скручивать, сжимать, выворачивать на изнанку и т.п.
  • Шарнирный конструктор: он с деталями в виде палочек, которые соединяются по принципу сустава. За счет формы деталей, можно создавать фигурки динозавров, скелеты, различную технику, цепи ДНК и т.п. Крепление «сустава» подвижно: построенный динозавр может «ходить», «вертеть» головой и т.п.

Тематические наборы для конструирования включают как детали для конструирования (различных способов крепления), так и фигурки животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "КОНСТРУКТОРЫ"


ЛИТЕРАТУРА:
Косминская В.Б. Особенности конструктивной деятельности дошкольников. Электронный ресурс: http://obigrushke.ru/

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 10570 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Lelik-16_85  
Хорошая статья. Лучшая развивающая игрушка это конструктор! Конструктор - это любимая игра у моего сына. Он отлично развивает мелкую моторику и фантазию ребенка. Сначала у нас был дешевый конструктор, но нас он не совсем устраивал. Позже у нас появилась эта новинка от Чикко. Разница налицо. Этот конструктор безопасен. Он не имеет острых углов, химического запаха. В комплект входит 40 блоков различной, формы, размера и цвета. Блоки крупные и их ребенок не проглотит. С помощью этого конструктора вы с ребенком сможете построить по очереди 5 транспортных средств- машину, паровоз, вертолет и 2 вида самолета. Машинки получаются крупными и ими можно играть. У паровоза и машинки есть колеса и их можно катать по полу. А после того как вы построите паровоз, вы сможете его оживить. Это можно сделать с помощью специального приложения установленного на ваш смартфон. Оживить можно паровоз и вертолет.
После того как фигура оживет, вы сможете увидеть на экране телефона подмигивающего паровозика или машущего рукой человечка из кабины вертолета.
Интересное и веселое занятие получается. Рекомендую этот конструктор.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]