Бриколаж в образовании
2021-Янв-21, 08:51

Бриколаж – изначально бильярдный термин. В культурологию его впервые ввел основатель структурализма Клод Леви-Стросс. Он сравнил бриколажную логику с калейдоскопом. Бриколер, составляя новое образное единство и целостность на основе осколков прежнего опыта, словно рисует новую картину.

В 2014 году о бриколаже заговорили в образовании. Открытый университет Великобритании каждый год выпускает доклад об инновациях в педагогике: технология была названа среди педагогических принципов для образования будущего: «Бриколаж довольно интересный принцип в образовании. Он подразумевает использование для учебы любых предметов, устройств, кроме специально созданных инструментов вроде учебников. Также это эффективный метод обучения детей, потому что он подразумевает под собой элементы игры и креативного подхода».

Принципы бриколажа:

1.Брать то, что под рукой - использовать в другом качестве.  Педагог использует подручные средства и инструменты, выбирая даже те, которые изначально не предназначены для образовательных нужд (подносы, коробки, прищепки, фантики и пр.). Например, с помощью прищепок можно составлять задания на сложение, обучать детей чтению - с использованием фантиков от конфет.

2.Создавать новое из имеющегося старого. Например, делать поделки из природного и бросового материала. 

 

Пример бриколлажа: 

На столе предметы: желуди, кора дерева, игрушка медведя. Что их может объединять? Где мы можем оказаться? В какую сказку попасть?

Варианты ответов: В лес, где растут дубы и водятся медведи. В сказку «Маша и медведь».

В детском саду бриколлаж присутствует постоянно, так как воспитатели и специалисты сами создают пособия, дидактические игры из разных материалов. Используют природные и бросовые материалы для формирования сенсорных и первичных представлений у детей.

Дети считают камни, шишки, желуди; классифицируют их. При изучении букв, используются изображения разных объектов, начинающихся на определенную букву. 

Бриколаж это и метод создания чего-то нового из уже имеющихся материалов и ресурсов. Работая с детьми дошкольного возраста, бриколаж может быть чрезвычайно полезным для развития их творческих способностей, моторики и критического мышления.

 

Вот несколько способов использовать бриколаж в работе с детьми в соответствии со вторым принципом:

  1. Создание поделокИспользуйте картон, ткани, старые игрушки, пластиковые бутылки и другие подручные материалы для создания поделок. Дети могут создавать свои собственные фигуры, машины, дома и т.д.
  2. Развивающие заданияПредложите детям собрать конструкции из кубиков, палочек или других материалов. Это может быть не только строительством, но и созданием различных объектов: животных, деревьев и т.д.
  3. Творческие проектные занятияНачните проект по созданию, например, «города из коробок». Дети могут принести коробки из дома, а затем работать вместе, чтобы создать «город», добавляя свои идеи
  4. Сказочные историиСоздание персонажей и сцен для рассказов или театра из подручных материалов. Это помогает детям развивать воображение и навыки рассказывания историй.
  5. Экологические проектыИспользуйте переработанные материалы для создания искусства, привлекая детей к теме экологии и устойчивого развития.
  6. Групповые работыОрганизуйте совместные занятия, в которых дети будут работать в команде, объединяя свои идеи при создании общих проектов. Это развивает социальные навыки и сотрудничество.
  7. Игра без границПоощряйте спонтанные игры с использованием мусора или переработанных материалов. Это поможет детям понять, что даже «хлам» можно использовать для игр и творчества.

Рекомендации для успешного использования бриколажа

Безопасность: Убедитесь, что используемые материалы безопасны для детей.

Время для размышлений: Дайте детям время обдумать, что они хотят создать, и как использовать материалы.

Поддержка и вдохновение: Показать примеры, но избегать ограничения их творчества. Важно поддерживать их идеи и вдохновение.

Похвала: Признавайте усилия и достижения детей, даже если результат не идеален.

Используя метод бриколажа, вы будете способствовать развитию креативности, критического мышления и уверенности у детей.

 

 

Категория: Организация предметно-развивающей среды | Добавил: Админ
Просмотров: 1294 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]