Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).
Патриотизм- это чувство привязанности, преданности, ответственности и по отношению к своей Родине, и задача взрослых научить детей быть привязанными к чему-то, быть ответственными в их маленьких делах и поступках, то есть, прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию, как человеческому чувству, вообще. Так, восхищение просторами страны, ее красотой и природными богатствами возникает у ребенка, когда он видит красоту непосредственно вокруг себя. Прежде чем человек научится трудиться на благо Родине, его необходимо научи добросовестно выполнять трудовые поручения, привить ему любовь к труду.
Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:
- отношение к природе родного края, родной страны;
- отношение к людям, населяющим республику, страну;
- отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
- отношение к государственному устройству.
Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы.
Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.
В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:
- обогащать знания детей о родном крае;
- воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;
- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;
- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.
В содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:
- мой дом, моя улица, мой детский сад;
- город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.);
- наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);
- Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);
- знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.
В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:
- экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений;
- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;
- рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;
- походы в кинотеатры, театры, кафе;
- туристические походы, организация наблюдений за природой;
- просмотр слайдов;
- оформление альбома на заданную тему;
- праздники, концерты, вечера дружбы;
- изготовление атрибутов к этим праздникам;
- оформление в помещении детского сада интерьера избы;
- фольклорные занятия;
- рассматривание изделий народного прикладного творчества;
- изготовление поделок на занятиях по ручному труду;
- художественная самостоятельная деятельность детей;
- беседы и разговоры с детьми.
Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города (села), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, посте-пенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.
В средней группе уже можно организовать знакомство с главной достопримечательностью города (села), с республикой (областью), чтобы вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города (села), родного края, подчеркнуть, что все вокруг создано людьми, которые жили очень-очень давно, но народ помнит их имена и бережет то, что сделано руками мастеров.
Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:
- история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;
- история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);
- здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их соз-дания, указать на их отличие от современных зданий;
- люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты);
- места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др.
Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:
- рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
- рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
- воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;
- язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
- рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.
Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития:
- обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре;
- знает основные символы своего города (села), республики и государства;
- проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других, отличающихся от родной, культур.
В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.
Примерный тематический план по теме: «Семья» в средней группе:
1.Я – человек, мое имя, моя фамилия.
2.Моя семья, имена членов семьи.
3.Я член своей семьи, рассказ о себе, о членах семьи с опорой на се-мейный альбом.
4.Работа моих родителей.
5.Мой день рождения.
Примерный тематический план по теме: «Семья» в старшей группе:
1.Наша дружная семья.
2.Семейные праздники, национальные костюмы, женские украшения.
3.У колыбели (ознакомление детей с колыбельными песнями).
4.Дедушкины сказки (ознакомление с народными сказками).
Примерный тематический план по теме: «Семья» в подготовительной к школе группе:
1.Быт семьи, гостеприимство, национальные блюда.
2.Труд в семье по устройству быта и профессии моих родителей.
3.Мои родственники бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки
4.Мое древо семьи, связь имени с генеалогическим древом, в честь кого дано имя.
Работа в этом направлении опирается на гармонию семейных отношений. Детям необходимо дать знания о том, что семейный очаг – светло и тепло, дружба и радость общения с близкими людьми. C помощью бесед, колыбельных песен, песен о старших детям прививаются любовь к матери, бабушке, отцу, дедушке. Использование устного народного творчества в беседах с детьми помогает воспитать любовь и уважение к близким, сформировать у ребенка представление о себе как о представителе своего рода.
В беседах, играх, особенно сюжетно-ролевой игре "Семья", происходит игровое освоение традиций общения в семье, отношений к матери, отцу и другим членам семьи. При составлении вместе с родителями генеалогического дерева (четыре и более поколений), дети узнают сведения о предках, о знатных людях своего рода, их занятиях. Проводятся экскурсии на место работы родителей, организуются совместные с взрослыми праздники, мероприятия и игры. Дети рассказывают о досуге семьи. Через народные сказки, легенды, пословицы и поговорки ребенок узнает героев эпоса. Совместно с родителями составляет альбомы «Мои имя и фамилия», «Члены моей семьи, их имена и профессии». Традиционно каждый месяц отмечаются дни рождения детей. На них обязательно приглашаются родители именинников, которые угощают детей национальными блюдами. |