Музейная педагогика в условиях ДОО
2023-Май-17, 15:06

В последнее время большую популярность в системе дошкольного образования приобретает музейная педагогика.
Понятие «музейная педагогика» в пространство музейного мира России вошло в начале 1970-х гг. Оно было заимствовано из немецкой терминологии (1934).

Социальный интерес к музейной педагогике обусловлен ее возможностью решать проблемы, связанные с формированием личности, учитывая постоянно меняющиеся требования времени, а также ее активное участие в гуманитаризации и гуманизации образовательной сферы.

В музейно-педагогической деятельности можно выделить следующие направления: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация. 

Информирование – это первая ступень освоения музейной информации, то есть первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций, или об отдельных музейных предметах, а также по вопросам, связанным с профилем музея или различным направлениям его деятельности. Информирование осуществляется с помощью таких традиционных форм, как лекция, экскурсия, консультация.

Обучение – вторая ступень освоения музейной информации на качественно новом уровне, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации.

Развитие творчества – третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование мощного потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенным из них является возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого.

Общение – установление взаимных деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея или содержанием его коллекций. Общение в пространстве музея с использованием его экспозиций или территории очень специфично, так как темы, стиль и способы общения изначально заданы самим музеем, заложены в музейной информации, определены профилем музея.

Рекреация – организация свободного времени в пространстве музея в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в рекреации в музейной среде. Специфика музея (здание, в котором он расположен, архитектурно-художественное решение экспозиций, состав коллекций) в значительной мере усиливает эмоциональное воздействие форм проведения свободного времени. 

Методические принципы работы с дошкольниками в художественном музее:

  • Посещения музея должны быть не чаще 3—4 раз в год с продолжительностью пребывания 45—50 минут каждое. Следует помнить, что основным видом деятельности дошкольника являются игра и собственное изобразительное творчество, в процессе которых ребенок этого возраста познает мир.
  • Эффективность занятия зависит как от психологического контроля педагога за группой, так и от условий работы на экспозиции музея. Шум в зале, движение и разговоры посетителей, речь экскурсовода другой группы и т. п., что рассеивает внимание, приводит к быстрой утомляемости детей и значительно снижает качество усвоения материала занятия.
  • Большое значение имеют тематика и специфика зрительного ряда занятий на экспозиции. Их темы должны определяться кругом жизненных интересов детей и соответствовать уровню понимания воспринимаемого материала. Это могут быть темы, связанные с отражением в искусстве жизни природы («Пейзаж»), чувств и характера человека («Портрет»), событий окружающей жизни (на доступном для детей уровне), красоты и разнообразия предметного мира («Натюрморт»). Зрительный ряд музейной экскурсии с дошкольниками нужно строить по принципу контраста (чередование различных видов, жанров, стилей, индивидуальных художественных манер и т. д.). Значительно облегчает восприятие памятника и снижает утомляемость детей использование метода сравнения.
  • Методика экскурсионных занятий с дошкольниками ориентирована на развитие воображения, сенсорных способностей и эмоциональной сферы ребенка и в качестве попутной цели предполагает сообщение детям знаний об искусстве в доступном для них виде и объеме.
  • В процессе занятий большое значение имеет использование невербальных и игровых методов обучения. Речь идет о самостоятельных рисунках и творческих заданиях, различного рода дидактических играх, развивающих упражнениях. Важно также соблюдать принципы наглядности и диалога, стремиться к выявлению индивидуальной активности и самостоятельности каждого ребенка, а также формированию навыков общения и совместного обсуждения впечатлений (навыков коллективной работы).

Музейная педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду, где можно создать собственные музеи, они конечно небольшие, и называются «мини-музеи». 

 

Цели мини-музея:

  • Расширение кругозора дошкольников.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОО.
  • Обогащение образовательного пространства новыми формами.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности. ‒ Развитие творческого и логического мышления.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование у дошкольников представлений о музее.

 

Принципы создания мини-музея:

Принцип интеграции. Мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОО и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности. Мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства. Мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый - ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности. Мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия. Наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента. Мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма».

Тематика мини-музеев может быть различной.

Это могут быть картинные галереи, фольклорные избы, горницы; это может быть мини-музей одной или разных игрушек, транспорта, часов, пуговиц, магнитов и т. д. Почему дети с огромным желанием идут в мини-музей? В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, пап, мам, бабушек, дедушек.

Каждый мини-музей - это совместная работа воспитателя, родителей и воспитанников. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, то есть прикоснуться к истории. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребенка распознавать скрытый в предметах - экспонатах мини - музея смысл. Изучив и воспользовавшись методами музейной педагогики, воспитатель будет проводником для детей в мир открытий.

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение праздников и досугов, исследовательская и проектная деятельность. Музейная педагогика облегчает ребенку погружение в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия, помогает постичь всю глубину и красоту русской культуры. В мини-музее проводятся тематические занятия, посвящённые памятным датам и событиям, помогающие прививать детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, чувство патриотизма, привязанности к своей малой и большой Родине.

Важно в ребенке развить чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, развить умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение. Деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний детьми, которое происходит в свободной форме, или в совместной деятельности, или самостоятельно. Планируя, в любое занятие можно включить отдельные музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провести занятие.

Например, при составлении описательного рассказа также можно использовать музейные экспонаты музея ДОУ или мини-музея любой группы. Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ мини-музеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями воспитанников, в итоге: родители от наблюдателей педагогического процесса постепенно переходят к позиции инициаторов и активных участников. Таким образом, музейно-педагогическая работа в детском саду это сотворчество всех участников педагогического процесса. Он направлен на ознакомление с окружающим миром, приобщение к системе общечеловеческих ценностей, на обогащение эстетических представлений и формирование художественного вкуса.

 

Категория: Социально-коммуникативное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 448 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]