2022-Май-11, 10:13 | |
Объясняет директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат премии президента РФ в области образования Марьяна Безруких. «Тренинг лидерства» увидела я в расписании занятий одного «продвинутого» детского сада. Удивление и любопытство заставили меня забыть все мои дела и пойти к психологу расспрашивать, зачем и как проводится такой тренинг. Психолог с удовольствием и энтузиазмом начала рассказывать о высокой конкуренции на рынке труда и в современной жизни, о преимуществах лидеров и активной жизненной позиции. Мой вопрос – при чем здесь дошкольники? – ее очень удивил, но в ответе она не сомневалась: «Начинать нужно как можно раньше. Если не воспитаем лидеров, победителей, то в школе они потеряются». Не буду пересказывать наш двухчасовой разговор, но мне показалось, что мои аргументы не убедили «воспитателя лидеров». «Лидеры» на этих тренингах должны были в разных ситуациях выполнять задания лучше всех, быстрее всех, делать больше всех. За победу – звезды на грудь. Я представила себе самого рослого, самого сильного, самого активного… а еще грудь в звездах. Не удержалась, спросила, а что с теми, кто всегда медленнее, всегда неудачник и много ли их. Ответ меня не удивил и очень огорчил: «Их большинство, но я мотивирую их к победе, убеждаю, настраиваю». Как можно «мотивировать» к победе ребенка, испытывающего унижение, боль и стыд (эти эмоции ребенок начинает испытывать очень рано) от постоянного поражения, от того, что никогда не победить? Причем это «никогда» формируется очень быстро, может быть, и с одного раза. А дальше – тревожное ожидание очередной неудачи, страх не победить, слезы, которым часто удивляются взрослые («ну почему ты расстраиваешься?»). Так формируется «выученная беспомощность» – ситуация, при которой ребенок отказывается от всего нового, опасаясь неудачи. Так убивается мотивация познания, потребность в новом, интерес к учебе. Рекомендации «как вырастить победителя» не предусматривают другой ситуации, кроме победы. Такое впечатление, что мы готовим только бойцов, только воинов, только победителей. Нам, взрослым, нужно учиться и поощрять опыт успешности, уметь помогать ребенку стать успешным и быть успешным, накапливать опыт для успешной деятельности. Важно не сравнивать. Не ставить в пример, не выделять более успешных сверстников и не подчеркивать успехи младших – «он младше, но уже…». Любая победа дается непросто. Даже у победителей бывают неудачи и, если ребенка настроили только на победу, срыв неизбежен. Победитель в жизни не тот, кто умеет всегда побеждать, а тот, кто осознает свои возможности, умеет рассчитывать свои силы и радоваться успеху, даже если не победил. Источник https://vogazeta.ru/articles/2018/12/17/upbringing/5552-chem_opasna_konkurentsiya_v_detskom_sadu | |
| |
Просмотров: 604 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |