2023-Дек-21, 11:54 | |
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка МГПУ, на своей странице в Facebook затронула тему соревнований и конкурсов для дошкольников, которую давно было пора обсудить. Как пишет Ольга Шиян, «Клич: а давайте посмотрим, кто быстрее – это самое дешевое горючее мотивации, он и вправду быстро мобилизует и бодрит, но это горючее и самое токсичное, вредное для детей». Вред соперничества В первую очередь дети дошкольного возраста гораздо более уязвимы в ситуации соперничества – они сложнее переживают поражения и, что не менее значимо, не всегда способны переживание выразить и «пережить». «Конкурентные эмоции, на которых держится любое соревнование, грозят детскому чувству безопасности, а именно оно в дошкольном возрасте и формируется. Пусть (если так уж нужно) дети учатся выдерживать напряжение соревнования, но позже, в другом возрасте!» – рассуждает Шиян. Не менее важен тот факт, что в центре процесса развития и обучения у дошкольников – игра, эксперимент и исследования, но не соревнования, что нацеливают не на творческий процесс и познание окружающего мира, а на результат. Фокус на результат придет позже, когда настанет пора взросления, поиска идентичности, когда ребенок будет более защищен эмоционально, но дошкольное время – оно для иного. Главное – победа «Соревнование смещает фокус с интереса, с задачи стать более умелым (что как раз вполне уместно), на задачу победить другого». Важно, отмечает Ольга Шиян, отличать соревновательность от «соревнований с самим собой», что позволяет видеть свой собственный рост и развитие. Соревнование с родителями Последнее, но столь же значимое в этом вопросе – участие родителей. Да, их привлекают к участию, предлагают посоревноваться с детьми или же стать участником команды, что, казалось бы, сближает. Но «показывать детям (любыми способами), что одни родители – “молодцы”, участвуют в соревнованиях, а другие – “не молодцы”, так как не участвуют, – тоже однозначно травматично для детей. Даже если по детям этого не видно», – замечает Шиян. В комментариях под записью о «больном вопросе» – множество откликов от детских психологов, учителей, воспитателей и родителей. Против обсуждения результатов С позицией Шиян согласилась Марина Милёшина. Она не только согласилась с тем, что дети действительно сильно расстраиваются и даже плачут, когда проигрывают в соревнованиях, но и добавила: «Я всегда была против обсуждения результатов продуктивной деятельности дошкольников в конце занятий. Что они должны чувствовать в тот момент, когда их работу другие ребятишки признают плохой, некрасивой? Причем все это происходит по инициативе взрослого!». Борьба за отмену конкурсов На больную тему высказалась и Лана Никитина, написав, что у нее ушло 5 лет на борьбу с комитетом образования по отмене областных детских конкурсов: «Пять лет я доказывала, что это издевательство над немобильной категорией воспитанников. Возили детей, возили... а мне было стыдно, когда они плакали на сцене при вручении подарков, потому что спать хотели и перенервничали. Но в ответ: ничего, поплачут и перестанут... В этом году перевели областной конкурс в дистанционный, со следующего года – отменяют. Отстояла!» Ужас олимпийских игр Виктория Стеблецова, которая в прошлом работала преподавателем физической культуры в детском саду, вспомнила, как придумали Олимпийские игры для дошкольников. Детей приходилось готовить к соревнованиям по плаванию, спортивным танцам, подвижным эстафетам и олимпийскому многоборью. «Да, мы тогда выиграли! Но я этот ужас запомнила навсегда, – пишет Стеблецова. – Так вот, пользуясь своими возможностями (я была руководителем МО физруков района), я придумала и сделала проект для взрослых с целью проживания психологического состояния всех этих игрищ!». Все команды из педагогов районных детских садов поучаствовали в соревнованиях ровно по тем же видам дисциплин, что и дети. Итог: «Мне тогда, конечно, не дали полностью отменить детские соревнования, но их программу, содержание изменили полностью и сделали просто фестиваль!». Отобранные и неотобранные Затронули и тему детей, которые остаются в садике, когда отобранных на спортивные или музыкальные соревнования увозят выступать. Каково потом тем детям, которые возвращаются с соревнований победителями, с наградами и медалями? Как к ним относятся в группе? Их ставят в пример? Считают зазнайками? «...А потом приходит в школу ребенок, увешанный регалиями, как породистый скакун: скрипка, профессиональный спорт, языки, 20 пунктов. Сколько таких детей сейчас! Они не умеют быть сами с собой, даже ненадолго», – отметила Катя Реморенко в комментариях к записи Ольги Шиян. Однако есть не только негативные комментарии и согласие, но и вопрос: «А как же тогда с соревновательными играми – «настолки», футболы? Там же практически везде есть соревнование». Игры-соревнования объединяют Наталья Чудина пишет: «А мой ребенок говорит следующее: „Как конкурсы и соревнования убрать?! Вот мы недавно проиграли в футбол пятому «О», и я прям рыдал. Так обидно было! Но нельзя же убрать все негативные эмоции! Они случаются в жизни. Но! Мы же прямо насмерть бились, без этого была бы не жизнь, ну не мужская жизнь, по крайней мере. И потом мы все объединились, даже с этим пятым «О». Встречаемся в школе и вспоминаем, как круто было на поле!“ » Нет ответа Соревнования в дошкольном возрасте – всегда ли это плохо, вредно? Можно ли их избегать и когда? И нужно ли? – вопрос, требующий серьезных обсуждений и не имеющий однозначного ответа. Ведь сложно сказать (и это то, с чего стоит начать при обсуждении вопроса), где и когда соревнования начинаются – в спортивном зале, на фестивале, на уроке, когда тянешь руку и хочешь дать правильный ответ, в игре или в разговоре на перемене с другим ребенком. Автор статьи Алина Зражаева | |
| |
Просмотров: 262 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |