2023-Ноя-07, 11:17 | |
Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. Детский дизайн отвечает фундаментальным педагогическим задачам: он стимулирует творчество ребенка, готовит к жизни в социуме. Творчество ребёнка условно можно принять за элементарный образец «протодизайна»: оно также питается природосообразностью чувства красоты, национальными традициями, к которым взрослые его приобщают, опытом семейного воспитания малыша. Потребность ребёнка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду для ребёнка (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера). Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. В этом случае ребёнок полнее ощущает себя творцом, познаёт свою индивидуальность, уровень умений, сравнивая свои поделки с работами сверстников (по стилистике, манере-почерку). Педагог дошкольного образования содействует формированию у детей эстетического отношения к миру, которое у ребёнка проявляется уже в элементарных суждениях: «красиво», «некрасиво», «нравится», «не нравится». Он учит ребёнка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений искусства, «изображать, украшать и строить», знакомит с богатством и разнообразием произведений культуры и искусства. Что же могут делать дети дошкольного возраста, приобщаясь к дизайн-деятельности? Любуясь пейзажами, разнообразием флоры и фауны, явлениями природы, дети собирают с воспитателем материалы на прогулках для будущих аранжировок, украшения одежды, сервировки стола и благоустройства интерьера (букеты, гербарии, гирлянды). В играх и в быту они знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах. Они учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
Дети узнают, чем отличается одежда для взрослых от детской, они интересуются, какие фасоны, расцветки, узоры и фактуры тканей предпочитают взрослые. Дети устраивают игры ряжения, рисуют одежду разных фасонов. Игры, в том числе сюжетно-ролевые, побуждают детей к «придумыванию» гардероба для кукол, для сверстников участников спектаклей, костюмов для всевозможных праздников. Малыши сравнивают кукольно-игровые пространства (уголки, комнатки, домики), соразмерные с ними предметы обстановки со «взрослой» средой, учатся понимать, что такое масштаб, сравнивая размеры помещений и предметов. Кукольные комнаты дифференцируют по их функциям и соответственно оформляют. Ребёнок видит: предметы сервиза выполнены в одной технике, из одного материала, имеют одинаковый рисунок, предметы мебельного гарнитура выполнены также в одной манере. Все эти наблюдения он использует в своём дизайн-творчестве. Он выражает своё отношение к персонажам в красках: в доме злого колдуна «темно и страшно», а у доброй феи – «светло и радостно». В дизайн-деятельности могут быть задействованы все возрастные группы детского сада: и младшие, и старшие дошкольники способны внести свой, посильный им, вклад в создание красоты. В работе с детьми по детскому дизайну педагог может:
В работе с младшими дошкольниками педагог формирует у них эмоциональный отклик на красоту природы, декоративность игрушек, одежды, убранства игровых и бытовых интерьеров, празднеств и развлечений; показывает приёмы «ряжения» кукол; приобщает к эстетической деятельности в быту (подбор игрушек, одежды кукол, создание композиций-аранжировок, деталей одежды и декора интерьера). У старших дошкольников педагог формирует представления об архитектуре, о творчестве, прикладном искусстве живописцев и скульпторов, стимулирует сотворчество со сверстниками и взрослыми в декоративной деятельности; развивает интерес к дизайн-творчеству и использованию его результатов в быту, играх, декоре помещений в детском саду и дома. Дети в 5–7 лет могут представить, к примеру, свою композицию декоративного оформления зала к празднику. Практика показывает, что они в состоянии переносить найденный образ убранства с листа – двухмерного в макет – трёхмерного пространства. В состоянии они делать это и в обратном порядке. Например: после ознакомления детей с темой и поэтапным характером работы педагог предлагает им придумать нарядное убранство зала к празднику. Сначала дети знакомятся с тем, как спроектирован зал, рассматривают, где расположена сцена, центральная стена, на которой может размещаться будущее убранство. Дети знакомятся с большим макетом зала. Педагог готовит листы бумаги для рисунков – эскизов оформления, соответствующих формату и окраске центральной стены. Для небольших макетов, которые выполняются детьми, подготавливаются бумажные ленты – развёртки – стены макета зала, на них наносятся контуры окон и дверей. Дети рисуют узоры убранства, зрительно проецируя свою композицию на центральную стену макета зала. Они прикладывают свои рисунки к макету, оценивают и меняют эскизы, дорабатывая свой замысел. Удачные рисунки-проекты оформления отбирает педагог, привлекая к этому и детей. Сегодня практике можно рекомендовать следующие формы организации совместной дизайн-деятельности дошкольников: 1) объединение в общую композицию (выставку) индивидуальных работ детей, выполненных по одной теме на фронтальных занятиях; 2) работа группы детей «на одном листе»: фриз, панно и т. п., где каждый ребёнок выполняет свою часть листа, согласовывая её с работами сверстников; 3) поэтапный характер работы типа «эстафеты», «конвейера». Учить следует не искусству, а искусством, жить не рядом с ним, а в искусстве – в этом современная стратегия и тактика художественного развития детей (Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова и др.). Искусство и педагогика имеют общую методологию в решениях проблем личностного воспитания ребёнка, при котором индивидуально-дифференцированный подход является принципом его художественного развития. Творческие почерки (манеры) каждого ребёнка, как и взрослого (мастера, художника-дизайнера) всегда своеобразны. И это обязательно учитывает педагог в работе с детьми, выявляя и поддерживая индивидуальные различия. В детском саду педагог организует: 1) наблюдения детьми природных явлений и объектов; 2) эстетически грамотную среду, в которой они живут: красивый интерьер, привлекательные и «умные» пособия, комфортное зонирование и «одомашнивание» помещений, выделяет декоративные акценты в убранстве (предметов, одежды, помещений), те «изюминки», которые создают образ (лицо) каждого интерьера и учреждения в целом; 3) эстетическую дизайн-деятельность ребёнка, формируя его знания и опыт в последовательности: от фольклорно-сказочных образов к реальным, современным; от предметно-декоративной к пространственно-декоративной деятельности; от кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру. Включённость ребёнка в дизайн-деятельность предполагает и последовательность решения задач: от общего к частному и вновь к целостному, но уже обогащённому опытом его деятельности (сервиз – чашка – сервиз; городок – домик – городок и т. п.); 4) совместные обсуждения итогов занятий детской дизайн-деятельностью; 5) выставки работ детей, воспитателей и профессионалов, встречи с деятелями культуры и искусства. Воспитатель посещает сам и проводит экскурсии с детьми в художественные салоны, музеи, на выставки, в фирменные магазины дизайн-культуры, обращает внимание на убранство витрин и товаров. Он следит за своим внешним видом и помогает детям быть опрятными, обращает их внимание на красивую одежду, детали туалета, причёски и т. п. Вместе с детьми организуются центры (уголки) «дизайн-фонда», где сосредотачиваются иллюстративный материал и наглядные пособия по дизайну. Продукция детского дизайна используется практически и повсеместно в жизни ребёнка – в игре, быту, на праздниках и в развлечениях, а не только для решения чисто дидактических задач, после выполнения которых детские работы обычно хранятся в архивных папках и в коробках. При всей дидактической важности задач накопления знаний и навыков необходимо приобщать детей к социополезной и творческой деятельности, чтобы они реально ощущали жизненную значимость своих усилий. Ориентировка труда ребёнка «в корзину» не стимулирует его инициативу, желания к творчеству, снижает стремление к успешному завершению задания. Одной из причин потери у детей интереса к самостоятельной работе является его невостребованность как личности, что проявляется, в частности, в редком использовании их работ в благоустройстве жизни в детском саду. В детском дизайне единство дидактических и творческих задач отвечает современным педагогическим тенденциям полихудожественного развития детей. Направления дизайн-деятельности:
| |
| |
Просмотров: 355 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |