2023-Янв-23, 15:22 | |
В 2023 году исполнится 100 лет городошному спорту. Образовательный курс по городошному спорту может войти в школьную программу, он будет реализовываться в рамках уроков физкультуры и внеурочной деятельности. Игра в городки доступна детям старшего дошкольного возраста. Городки – старинная славянская и игра. История игры насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти в сказках, в старинных легендах, в документах, относящихся к истории Древней Руси. Городки как игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра в городки развивает глазомер, сообразительность, точность движений, укрепляет мышцы рук и туловища. Игрой в городки увлекался полководец Ф.В. Суворов, преобразователь России царь Петр I, монарх Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей. Среди них академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, писатели Л.Н. Толстой и А.М. Горький. В настоящее время игра не потеряла свою привлекательность. Игра проста по правилам, проходит на открытых площадках, летом и зимой на свежем воздухе. «Имя Городки, данное в этой игре, - объясняется в Лейпцигском альбоме 1805 года, - происходит от одного селения, называемого Городок. Да и деревянные бруски, поставленные одни на другие, напоминают город, осаженный врагами». Городки – это демократичная уличная игра, которая является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей со взрослыми. Игра в городки повышает способность к концентрации, сосредоточению, укрепляет нервную систему ребенка. В игре ребенку можно делать то, что в реальности прогулки запрещено: играть с палкой, бросать ее, бегать, кричать, что является сильной психоэмоциональной разгрузкой. Физическое, психическое, социальное благополучие – вот что лежит в основе игры в городки. Двигательная активность, направленная на достижение цели любого действия, определяется уровнем развития интеллектуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой сферы. Удовлетворение, получаемое в результате преодоления возникающих трудностей различного характера, способствует развитию волевых усилий, обогащению двигательного опыта. Игра в городки учит внутренней дисциплине, развивает упорство, способность своевременно принимать верные решения. Манипуляции с городками и битой являются естественной реакций маленького человека в развитии его физических движений и манипуляций. Высыпьте городки перед маленькими детьми и понаблюдайте за ними – они начнут манипулировать с ними, делая различные фигуры. Если вы дадите детям в руки биту, они начнут крутить её, бить и бросать. Если мы объясним общие принципы игры в городки детям, то мы неизбежно получим увлечённых и преданных спорту маленьких людей. Подготовка площадки Площадка для занятий обязательно должна быть чистой и безопасной - ударные зоны должны быть надежно огорожены. В условиях хорошей погоды предпочтительнее производить занятия на открытом воздухе. Разметку "городов" для игры дошкольников не следует делать более 1х1 м. Для игры нужны палки-биты и городки. Для детей биты должны быть 50 - 70 см., городки – 12 - 20 см., сечение городка – 4 - 5 см. На земле чертят квадрат, стороны которого 1 - 1,5 м.,— это «город». На расстоянии 6 - 8 м. от города проводят линию (кон), с которой играющие начинают бросать биты. Городки в виде различных фигур расставляют на лицевой линии города. Каждый играющий получает две биты и бросает их одну за другой, стараясь выбить городки из города. Проведение занятий При проведении занятий с дошкольниками особое внимание необходимо уделять организационным аспектам. В ходе организационного этапа детям необходимо чётко объяснить: что мы будем делать, что такое игра в городки, как себя вести, какие меры предосторожности соблюдать, кого слушаться, что нельзя делать. В начале занятия детям объясняется общая цель и суть в городки. По правилам игры соблюдается определенное количество и порядок фигур. В игре дошкольников это не имеет значения. О количестве фигур дети договариваются перед игрой (их может быть 3 - 4). Наиболее интересны такие фигуры: колодец, самолет, пушка, забор, рак, козел, бочка. Выигрывает тот, кто выбьет городки всех фигур, совершив меньшее количество бросков бит. Детям 6 - 7 лет не рекомендуется играть подряд более 2 - 3 партий. Следующим этапом является знакомство с основными городошными фигурами. Производится показ фигур, в ходе которого задаются наводящие вопросы. Во время ознакомления с фигурами следует поощрять активность детей, задавая им вопросы и предоставляя им возможность проявить фантазию и инициативу. После ознакомления с фигурами, занимающимся рекомендуется в группах из трёх человек попробовать попридумывать свои фигуры и дать им название. Если рядом с местом занятий есть взрослые, рекомендуется пригласить их в качестве подсказчиков своим детям или воспитанникам. После окончания упражнения на придумывание фигур рекомендуется попросить установить первоначальные для показа фигуры классической партии - "Пушку", "Стрелу", "Звезду", "Колодец", "Пулеметное гнездо", "Артиллерия", "Часовые". При большом составе группы и достаточном количестве городков можно выставлять и большее количество фигур. При проведении занятий рекомендуется использовать плакат с изображением городошных фигур, который должен находиться в непосредственной близости от городошной площадки, в спортивном зале и в спортивных уголках групп. Это позволяет детям запоминать конфигурацию фигур, варианты их построения, самостоятельно проявлять поисковую инициативу без обращения за помощью к старшим. После ознакомления с городошными фигурами детям предлагается познакомиться с городошными битами. Кратко рассказывается устройство городошной биты. Показываются различные виды бит - для взрослых и детей. Детям предлагается сравнить отличие взрослой биты и той биты, которой они будут играть. После ознакомления с игровой площадкой и инвентарем для игры, участники занятия делятся на команды. Необходимо, чтобы в каждой команде был инструктор, который объяснит детям основы техники броска и придёт в необходимый момент им на помощь - подскажет, поддержит, похвалит или, наоборот, сделает замечание, если что-то делается неправильно.
Борисова, Марина Михайловна. Обучение дошкольников игре "Городки": методическое пособие / М. Борисова, Т. Зорина, Н. Сафронова. - Москва : Линка-Пресс, 2017. - 207 с.
| |
| |
Просмотров: 465 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |