Сначала лучше задаться вопросом: нужна ли новая программа? Если без нее никак не обойтись или просто хочется излить на бумагу свой педагогический опыт, то могу дать несколько рекомендаций. Программа однозначно должна начинаться с актуальности и перспективности программы, ее значения для совершенствования образовательного процесса, новизны, затем - теоретическая база, пояснительная записка (цели, задачи, принципы), содержание, формы и методы работы, методика.
Целями и задачами программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание программ должно соответствовать:
- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной;
- физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);
- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т, д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).
Содержание программы должно быть направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
- взаимодействие с семьей.
Структура программы может быть следующей:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
- актуальность и перспективность программы, ее значение для совершенствования образовательного процесса, новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ;
- цели, задачи, принципы программы;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
3. Теоретическая база программы.
4. Содержание программы.
5. Технология программы. Система конкретных педагогических действий, формы и методы, приёмы работы.
6. Учебно-тематический план.
7. Список литературы. |