2022-Янв-17, 13:33 | |
Сегодня педагоги дошкольного образования заинтересованы в многогранном представлении своего педагогического опыта. И максимально эффективно подходит для этого такая форма работы, как «мастер-класс» – интерактивная форма обучения и обмена опытом между педагогами. Он проводится с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников и приобщения к новейшим областям знания. Слово «мастер-класс» masterclass переводится с английского: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок. Мастер-класс служит для отработки практических навыков использования форм, методов и приемов работы с детьми, современных технологий. Он отличается от выступления тем, что, во время мастер-класса ведущий педагог рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Смысл мастер-класса состоит в том, что педагог - мастер в определенном направлении работы с детьми, делится со слушателями какой-либо методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Проведение мастер-класса – это показатель зрелости воспитателя или специалиста детского сада, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства. Мастер-класс – это одна из форм повышения квалификации педагогов, это локальная технология трансляции педагогического опыта, демонстрирующая конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Обычно мастер-классы проводятся в составе малой группы (7-15 человек). Тематика мастер-классов включает в себя:
Задачи мастер-классов:
В ходе мастер-класса его участники:
Алгоритм технологии мастер-класса 1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:
2. Представление системы образовательной работы:
3. Проведение имитационной игры:
4. Моделирование:
5. Рефлексия:
Позиция руководителя мастер-класса Педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с детьми. Проводя мастер-класс, руководитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания руководителя и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Педагог-мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Он исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки педагога, его самокоррекции. Особо следует обратить внимание на:
Примерный план проведения мастер-класса:
Мастер-класс – это двусторонний процесс и абсолютно необходимым на мастер-классе является обратная связь. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому слушателю – вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения. Необходимо тщательно продумать, какое оборудование, пособия, иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию новаторской, оригинальной стороны содержания мастер-класса. Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников. Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приемах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать все это в своей дальнейшей практической работе. В случае участия в мастер-классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует. Поэтому в первом случае обсуждение направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер-класс, может и для себя узнать что-то интересное, что придает обсуждению характер взаимообогащения. При подготовке к мастер-классу необходимо:
Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса можно использовать следующие критерии:
После проведения мастер-класса желательно педагогу, проводившему его, провести самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер-класса, чтобы затем внести в содержание и форму проведения какие-либо коррективы. Поэтому желательно осуществление видеозаписи мастер-класса. Такая запись может использоваться и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер-классы.
Основные преимущества мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы, возможность приобретения и закрепления практических знаний и навыков, развития гибкости мышления. | |
| |
Просмотров: 2567 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |