2022-Ноя-21, 15:45 | |
Утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В современной российской образовательной практике в последние несколько лет эта форма все активней практикуется. Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Технологию группового сбора поможет освоить методическое пособие. Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора – места и времени общения, игр, планирования тематических проектов и текущих событий. Групповой сбор с уверенностью можно считать недостающим звеном реформирования современного российского дошкольного образования, ориентированного на ключевые компетентности как цель и результат развития детей. Технология проведения группового сбора проверена многолетней практикой работы по международной образовательной программе «Step by step» – «Шаг за шагом» (российское название – «Сообщество») в российских детских садах и классах начальной школы. Экспертиза содержания программы, проведенная по инициативе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации на начальном этапе дошкольного проекта, показала, что основные ценностные ориентиры программы «Step by Step» совпадают с ценностями личностно-ориентированной педагогики, лежащими в основе реформы дошкольного образования России: учет особенностей развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей, реализация гуманистической идеи о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования. Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. В самом широком понимании групповой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласования целенаправленной деятельности всей группы и Технология группового сбора помогает «запустить» активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План – дело – оценка», в ходе которой решается весь комплекс образовательных задач. Цикл «План – дело – оценка» создает для воспитателя технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми. Технологически групповой сбор прост в проведении, легко воспринимается воспитателями и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений, позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми. СТРУКТУРА ГРУППОВОГО СБОРА В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так: 1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин 2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) 2–5 мин 3. Обмен новостями 2–10 мин. 4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) 5–12 мин. Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 минут. Жёсткой рамки нет, равно как нет жёстко закреплённой структуры. Общее время и время отдельных частей сбора подвижно и зависит не только от возрастной группы, но и от того, какие цели преследуются, в каком тоне и темпе идет общение, насколько всем хороню вместе, насколько взрослые (воспитатели, родители, специалисты) ведут сбор живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут всё основное время. Читать методическое пособие "Технология группового сбора и возможности ее реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения" / Авт-сост. М. А. Пазюкова/ | |
| |
Просмотров: 471 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |