2019-Мар-18, 15:01 | |
Концепция НЛО (начального литературного образования) исходит из того, что литературное, в частности – стиховое, воспитание может и должно каждому ребёнку дать шанс приобщиться к искусству, к созданию и восприятию художественных ценностей – либо в качестве автора произведений, либо в качестве исполнителя, либо критика, читателя, зрителя, слушателя, либо в нескольких ролях одновременно, – у кого как сложится. Методика НЛО ориентирована на удовлетворение читательских потребностей и способностей, сформировавшихся у дошкольников, и одновременно – на такое развитие этих потребностей и способностей, при котором читатель открывает для себя новые свойства литературных произведений, в частности – их коммуникативную заряженность. Перед начальным литературным образованием стоит парадоксальная задача: сохранить наивную непосредственность читательского восприятия и в то же время открыть ребёнку, что, читая произведение, он переживает не реальные события, а вымышленные автором, сопереживает не реальным людям, а персонажам, придуманным автором. Есть среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие. Среди взрослых вдохновенный поэт есть редчайшее явление, «чудо родины своей», а среди детей 99% – поэты. Первым о детской любви к стихам во всеуслышанье (и восторженно!) заговорил Корней Чуковский: Ребёнку ещё нет и двенадцати месяцев, он ещё не владеет активной речью, а посмотрите, с каким ненасытным удовольствием слушает он и бессмертные «Ладушки», и «Сороку-ворону», и «Кошкин дом», и другие шедевры народной поэзии. «В мире существует лишь одно… племя, которое любит поэзию за то, что она – поэзия, любит за красоту, музыкальность и образность, и с утра до вечера упивается ею. Это племя – дети в возрасте от двух до пяти», – утверждает Корней Чуковский. И добавляет: „Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей». Более того: «Стихи для них не лакомство, а наиболее питательная, здоровая, витаминная пища». Методика НЛО исходит из тех же принципов, которые исповедовал Чуковский-педагог. Он не растолковывал маленьким слушателям незнакомые слова, не пытался заменить непосредственное детское восприятие стихов своим взрослым пониманием их. Он чувствовал (а потом – и понимал), что в начале читательского пути ребёнок должен приобрести опыт непосредственных переживания подлинной поэзии, и всё делал для того, чтобы его подопечные накапливали такой опыт. Становление читателя начинается с обретения им опыта непосредственных переживания подлинной поэзии. Методика НЛО исходит из того, что: – развитие ребёнка (включая и художественное) протекает не линейно, а ритмично, пошагово, ступенчато; * мотивом, побуждающим ребёнка определенным образом действовать с художественными средствами, например, включать их в свою игру; Двигаясь по ступеням НЛО ребенок от игры с материалом искусства приходит к общению средствами искусства. Такой результат и является целью начального литературного образования, которое, как показывает опыт, при удачной организации обучения завершается к 11-12 году жизни ребёнка. Задача НЛО применительно к дошкольному возрасту состоит в том, чтобы, удовлетворяя тягу ребёнка к восприятию стихов и сказок, сформировать у дошкольника и начинающего школьника устойчивую потребность в книге и чтении (желание слушать и читать). Удовольствие, которое получает дошкольник и младший школьник от занятий со стихами и сказками, – это ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ и УКРЕПЛЕНИЯ присущей дошколятам тяги к сказке и стихотворной речи (и одновременно это средство обогащения читательского опыта детей). Иначе говоря, задача дошкольного этапа НЛО – дать возможность ребёнку испытать радость от чтения стихов и сказок, от игр со стихами и сказками. Поэтому до школы литературные занятия с детьми должны быть только «просто чтением» (чтением, протекающим как игра, или сопровождаемым игрой, или чтением с последующей игрой и т.д.). – Ещё раз подчеркну: методика НЛО (НАЧАЛЬНОГО л.о.!) на дошкольном этапе читательского развития и в первые годы школьного обучения направлена не на формирование знаний о стихах и сказках, а удовлетворяет потребность в восприятии стихов и сказок (в раннем детстве это преимущественно потребность в игровом общении со взрослыми с помощью стихов и сказок; в дошкольном возрасте преобладает потребность в играх со стихами и сказками). Вот почему в дошкольном возрасте основной вид занятий со стихами и сказками – «просто чтение». – ДО ШКОЛЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕЛЬЗЯ к чтению художественных произведений пристёгивать взрослые «разъяснения смысла» или нравоучительные беседы о прочитанном. Разъяснения и морализаторские беседы, инициируемые учителем в связи с прочитанными стихами и сказками, убивают самое ценное, что может дать восприятие ХУДОЖЕСТВЕННОЙ литературы ребёнком, – убивают непосредственность и целостность детского читательского переживания ребёнка, превращают его живые чувства в схему, заданную взрослым, и тем самым снижают эмоциональное воздействие художественного слова (а значит и нравственное воздействие!!!). Вместо того, чтобы реально и по-своему переживать ребёнок учится «правильно» (с точки зрения взрослого) говорить о чувствах. В этих разговорах растворяется радость от непосредственного переживания стихов и сказок, глохнет интерес к чтению. – Стихи и сказки можно и нужно разыгрывать, рисовать, подбирать к ним музыку, петь их и т.д. (это входит в понятие «просто чтение»). Но разговоры о почитанном при «просто чтении» нужны и допустимы ТОЛЬКО в тех случаях, когда КТО-ЛИБО ИЗ ДЕТЕЙ ЗАДАЁТ ВОПРОС о прочитанном. Методика НЛО выделяет два потока (аспекта) литературного развития ребёнка в первые годы его жизни. В первом потоке ребёнок приобретает и сохраняет (накапливает) опыт радости от восприятия литературы, положительный читательский опыт. Во втором потоке происходит освоение ребёнком художественных средств (сначала как материала игры, затем как средств осмысления и углубления читательских переживаний). Эти потоки развития относительно независимы. Встреча этих двух потоков в жизни подростка – одно из условий «открытия ребёнком-читателем автора в себе». Для сохранения читательских и личностных качеств, унаследованных от дошкольного детства, необходимо не так уж много,– главным образом просто читать с детьми. Регулярно, без спешки, в своё удовольствие (и, разумеется, к удовольствию детей!) читать произведения, которые интересны и ребёнку, и образованному взрослому, – т.е. подлинно художественные произведения. Конечно, это «простое чтение» только тогда приносит ребенку радость и сохраняет у него любовь к книге и эмоциональность восприятия литературы, когда взрослый обеспечивает соблюдение некоторых методических условий:
Особое условие успешности «просто чтения» – привлечение к процедуре чтения «второго взрослого»: взрослый читает вслух, а «второй взрослый» в качестве слушателя соучаствует в детском переживании звучащего художественного произведения.
| |
| |
Просмотров: 1210 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |