Методика Хейни: математика с удовольствием
2020-Май-15, 17:20

Милан Хейни (Milan Hejný) - чешский и словацкий математик. Все математические задачи в методике Хейни построены таким образом, что их решение автоматически «развлекает» детей. Правильная мотивация - внутренняя, а не навязанная извне. Дети приходят к решению задач своими силами.

Автор считает, что у математики есть одна важная особенность. За творческую составляющую в научной дисциплине отвечает соотношение между объектами и связями, которыми можно эти объекты соединить. Чем меньше объектов и больше связей, тем больше эта дисциплина подходит для детей. В математике у нас имеется всего лишь несколько цифр и огромное количество разнообразных связей между ними.

Методика Хейни основана на соблюдении 12 основных принципов, которые гениально сложены в целостную концепцию так, чтобы дети открывали математику сами с удовольствием. Методика основывается на 40-летних экспериментах и практически использует исторические знания, которые появилялись в истории математики с Древнего Египта и до наших дней.

  1. ПОСТРОЕНИЕ СХЕМ: ребенок знает даже и то, чему мы его не учили.
  2. РАБОТА С ДИДАКТИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ: обучение при повторных визитах.
  3. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ТЕМ: математические законы не изолируются друг от друга.
  4. ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: поощрение самостоятельного мышления детей.
  5. РЕАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ: когда «я не знаю» и «я хочу знать».
  6. РЕАЛЬНЫЙ ОПЫТ: обучение на собственном опыте ребёнка.
  7. РАДОСТЬ ОТ МАТЕМАТИКИ: серьёзно помогает в дальнейшем обучении.
  8. СОБСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ: вес собственных открытий больше, чем чужих.
  9. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ: проводник и ведущий обсуждений.
  10. РАБОТА С ОШИБКОЙ: предотвращение ненужного страха у детей.
  11. АДЕКВАТНАЯ СЛОЖНОСТЬ: для каждого ребенка отдельно в зависимости от его уровня.
  12. ПОДДЕРЖКА СОТРУДНИЧЕСТВА: знание рождается через обсуждение.

Методика опирается на опыт детей игры с кубиками, легко интегрируется в  процесс изучения арифметики и очень способствует развитию пространственного воображения.

Нужны кубики одинакового размера и надо соединять их так, чтобы одна стенка прилегала полностью к другой всей площадью. В дошкольном возрасте дети строят постройки в соответствии со своим воображением: стены, дома, лестницы, башни. Опыт рук помогает развить пространственное воображение ребёнка. Взрослый может помочь ребенку тем, что проявляя интерес к постройкам, в общении будет комментировать его слова.

Ребенок говорит про угол кубика, а мы, не исправляя ребенка, называем его «вершина». Ребёнок скажет: «вот я положу это на это». Мы можем прокомментировать его деятельность: «я вижу, что ты прикрепил стену к стене.» Уже сейчас так же развиваются аргументационные способности детей. Язык, который ребёнок использует для описания постройки, отражает его собственный опыт и представления, таким образом, ребёнок объясняет и использует свои названия и объясняет себе описания других детей. Ребёнок развивает свои коммуникативные навыки ради общения.

После того, как дети делали постройки по своему вкусу и фантазии, можно начать ограничения с того, что предложить им строить только так, чтобы одна стенка кубика полностью соприкасалась со стенкой другого кубика. Потом от свободного творения переходить к копированию. Дети с удовольствием и спонтанно копируют постройку товарища. Часто между детьми происходит сотрудничество и обсуждение того, куда положить кубики. Начинают появляться будущие понятия, такие как объем, высота тела, поверхность. 

Автобус - дидактический блок, в которой используются знакомые детям объекты и пространство, для удовольствия и приобретения собственного опыта. Для этого задания дети делают автобус из картонной коробки, а в качестве пассажиров могут использовать игрушки, пробки от пластиковых бутылок, фигурки, деревянные палочки и т.д.

Во время поездки на автобусе ребенок считает количество людей: 

1) сколько человек сейчас в автобусе (состояние), 
2) сколько вышело из автобуса или село в автобус (изменение), 
3) кто прибавился или вышел на автобусной остановке (сравнение).

Здесь мы даём ребенку задания на состояние, изменение и сравнение. Например: сколько нас за столом? Сколько нас будет, когда моя мама сядет? Сколько детей в песочнице?

Источник https://effortlesson.com/

Категория: Методики и технологии | Добавил: Админ
Просмотров: 3551 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]