10:10
Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста.

Наблюдая за своими воспитанниками, я отметила, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. Дети не способны связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. Также одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальной становится необходимость совершенствования методов и приёмов, использование более эффективных, научно-обоснованных путей развития речи современных детей. Одним из таких направлений является технология мнемотехники. Данная технология применяется, для того, чтобы выработать навык грамотной обработки информации, а также развивать речь без умственного и нервного напряжения.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Целевые ориентиры дошкольного образования, отражающие речевое развитие дошкольников, следующие:
•ребенок достаточно хорошо владеет устной речью;
•может выражать свои мысли и желания;
•может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения;
• может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Исходя из этого, вся работа по речевому развитию дошкольников должна быть направлена на достижение этих целей. К сожалению, как мы уже указывали ранее, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Рассмотрим спектр проблем подробно.
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
• Грамматически неправильная речь.
В статье я буду говорить о тех способах и приемах, которые понятны, доступны не только любому взрослому (педагогу или родителю), но и самому главному участнику педагогического процесса – ребенку.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, в течение многих лет я использую в своей работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Предлагаю рассмотреть факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
- Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – наглядность, которая является спецификой дошкольного возраста. Любое восприятие малышом действительности происходит на основе наглядности. Так рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
- В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Мнемотехника позволяет сделать высказывание наглядным. Таким образом, именно мнемотехника является –системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Из данного определения можно сделать вывод, что именно память является ведущим психическим процессом в дошкольном возрасте.
Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.
3. Принцип природосообразности является одним из старейших педагогических принципов. – педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей; – необходимо знать зоны ближайшего развития, которые определяют возможности дошкольников, также опираться на них при организации воспитательных отношений; – необходимо направлять воспитательный процесс на развитие самовоспитания, самообразования.
4. Принцип целостности. По-другому данный принцип можно назвать принципом упорядоченности. Он означает достижение единства и взаимосвязи между всеми компонентами педагогического процесса.
Существуют такие приемы мнемотехники как-
-работа с мнемоквадратами
-работа с мнемодорожками
-работа с мнемотаблицами.
-составление коллажей.
Я остановлюсь на таком приеме мнемотехники как мнемотаблица и покажу варианты, разработанные мной для детей разных возрастных групп дошкольного возраста.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация в виде графического или частично графического изображения персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий т.д. То есть можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить надо так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Я использую мнемотаблицы при ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов, на занятиях по ознакомлению с окружающем миром, составляем описательные рассказы. Дети очень легко и в доступной форме запоминают стихотворения.
Вот несколько мнемотаблиц разработанных мной.
https://cloud.mail.ru/public/RQGR/3AgSD8Xod

Людмила Примак

Категория: Технологии | Просмотров: 322 | Добавил: ronetka2010 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]