11:29 Лэпбук в работе учителя-логопеда детского сада | ||||||||||||||||||||
Авторская методика Акимовой Екатерины Александровны, учителя-логопеда СП «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального райрона Республики Мордовия.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) особое значение приобретает разнообразие форм работы с детьми с учетом социальной ситуации развития современного ребенка. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько эффективно учитель-логопед применяет различные технологии. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи страдает процесс накопления лексического запаса, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности. Все это влечет за собой снижение уровня развития высших психических функций. Исходя из того, что речь самостоятельно не развивается, учитель-логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свою индивидуальность и вовлекут в коррекционный процесс его родителей. Внедрение инновационных технологий предполагает введение в педагогический процесс обновленных, уникальных идей, полученных творческими усилиями педагогов. Целью такой деятельности является повышение эффективности образовательного процесса и достижение более качественных результатов. Образовательный стандарт нового поколения предъявляет к существующей системе обучения и воспитания дошкольников требования, исходя из которых, возникает проблема несоответствия имеющегося наглядно-демонстрационного материала. В рамках коррекционно-развивающего процесса появляется необходимость поиска наиболее эффективных технологий. Использование современного дидактического пособия «Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. Технология «Лэпбук» соответствует требованиям ФГОС ДО к организации пространственной предметно-развивающей среды. Она обладает дидактическими свойствами, развивает воображение, доступна к использованию группой детей, вариативна. Данная технология обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Что такое лэпбук? Строго научной литературы по технологии «Лэпбук» я не встречала. Самая популярная версия сети Интернет о появлении этой технологии это история о писательницы из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что созданный ей лэпбук умещается на коленях ребенка. В переводе «книга на коленях» (lap - колени, book - книга). Лэпбук в понимании российских педагогов это самодельная книжка-раскладушка с карманчиками, конвертами, окошками и другими деталями, в которых находится информация в виде рисунков, небольших текстов, загадок по какой-то теме. Лэпбуки сегодня имеют бешеную популярность у педагогов дошкольного образования. И это объяснимо: они систематизируют информацию и удобно ее хранят, с помощью данного атрибута можно организовать ситуации общения как с одним ребенком, так и с группой детей. Зачем учителю-логопеду нужен лэпбук?
Ведя инновационную деятельность по теме «Использование инновационной игровой технологии «Лэпбук» в логопедической работе с дошкольниками», я проанализировала возможности технологии «Лэпбук», способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста, в том числе с нарушениями речи, а затем внедрила технологию «Лэпбук» в коррекционно-развивающее обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Я несколько расширила производную «lap» (колени), так как в группе детского сада коленей много (педагог работает не только индивидуально), но и с группой детей), и книга может быть большего размера, чем предполагалось у основателя лэпбука.
Я создала свою систему лэпбуков для речевого развития детей дошкольного возраста, которые классифицируются по трем показателям:
Данная система представлена в следующей таблице
Размеры логопедического лэпбука.
Чаще всего педагоги конструируют горизонтальные лэпбуки: в формате книги (на одном переплете) или папки-раскладушки. Я изготавливаю горизонтальные лэпбуки в формате книги на пружине, лэпбуки-папки и раскладушки-гармошки. Но практикую также вертикальные или перекидные лэпбуки, которые могут быть настенными или настольными. Общее у них то, что страницы лэпбука перекидываются. Это осуществляется за счет брошюровочной пружины, которая позволяет свободно переворачивать листы. Настенные лепбуки делаю большого и среднего размера. Настольные - маленького и миниатюрного размера. Размещение лэпбука на стене или столе обеспечивает большее количество зрительных контактов детей, нежели в случае «наколенной книги». Создание лэпбуков не требует больших материальных затрат. Качество изделия, его эффективность напрямую зависит от выбора параметров. Структура основы лэпбука:
Залогом качества логопедического лэпбука являются следующие характеристики:
Для наполнения лэпбука картинки можно подобрать из журналов, еще лучше - нарисовать самому или вместе с детьми. Можно снимать фото, распечатывать их на принтере. Разные заготовки и шаблоны легко позаимствовать из сети Интернет. Лэпбук - это не просто поделка, это дидактически обоснованное логопедическое пособие. Поэтому чтобы заполнить конкретную папку-раскладушку, надо логически распределить подобранный материал. И здесь все зависит от темы лэпбука, в частности для логопедического лэпбука это сторона речи (звуковая культура, грамматический строй речи, лексика). Лэпбуки по звуковой культуре речи я подразделила на следующие группы:
Лэпбуки на развитие грамматического строя речи составляю в соответствии с нарушениями, характерными для общего недоразвития речи
Лексические лэпбуки составляю по классификационной таблице: «Моя семья», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Мебель», «Инструменты», «Транспорт» и т.д. Лэпбуки, которые я создавала, сразу же привлекали внимание детей, заинтересовывали их. Им было интересно открывать страницы, листать, находить фото, картинки в карманах, окошечках. Когда дети узнали, что эти чудесные «книги» я создаю сама, им тоже захотелось поучаствовать в процессе создания лэпбуков. Поддержать инициативу детей - важная миссия педагога. Я предоставила детям возможность быть творцом в создании лэпбуков. Это были лэпбуки попроще в изготовлении, но многограннее в содержании. Чаще всего дети участвуют в создании лексических лэпбуков, но апробировано и самостоятельное изготовление первого детского звукового лэпбука. Темы детских лексических лэпбуков связаны с воспитательными мероприятиями, проходившими в группе в соответствии с планом воспитательной работы: «Моя Мордовия», «Кто работает в детском саду?», «Блокада Ленинграда» и др. Лэпбук явился продуктом детского проекта, стал отличным дополнением к изучаемому материалу, послужил инструментом для сбора, обобщения, закрепления материала. При использовании игровой технологии «Лэпбук» необходимо следовать принципам:
Я полагаю, что внедрение в логопедическую работу с дошкольниками инновационной игровой технологии «Лэпбук» позволяет не только разнообразить технологические компоненты образовательного процесса, но и значительно повысить результативность коррекционно-развивающей работы. | ||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |