Цель: создать условия для развития связной речи.
Задачи:
- уточнить, закрепить и расширить представления детей об основных приметах осени;
- активизировать словарь прилагательных и глаголов по теме;
- упражняться в согласовании существительных с прилагательными;
- упражняться в употреблении существительных во множественном числе Родительного падежа;
- учить составлять рассказ об осени с опорой на мнемодорожки;
- развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и мышление;
- воспитывать любовь к осенней природе.
Оборудование: интерактивная доска, картины с изображением времени года «Осень», флажки разных цветов, картинка с изображением Старичка-Лесовичка, презентация с изображением предметных картинок , логопедические часы с изображением предметных картинок , мнемодорожки для составления предложений, корзина с яблоками.
Учитель-логопед Кирюхина Инна Петровна
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, отгадайте загадку:
«Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда это бывает?»
Дети: Осенью.
Л: Правильно! Скажите мне, какое сейчас время года?
Д: Сейчас время года – осень.
Л: Назовите мне осенние месяцы?
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Л: Какой сейчас осенний месяц?
Д: Октябрь!
II. Основная часть.
Л: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости!
На экране интерактивной доски появляется Старичок-Лесовичок .
Дети здороваются с ним. Он приглашает детей в свой лес на прогулку!
Л: Вы согласны погулять в осеннем лесу?
Д: ДА!
Л: Тогда встаньте около своих мест. Давайте обернемся вокруг себя, и скажем волшебное заклинание: «Раз, два, три! Обернись! В осеннем лесу очутись!»
Игра «Что такого цвета?»
Л: На экране интерактивной доски появляется изображение осеннего леса. Посмотрите, какими красивыми флажками украшена опушка леса. У вас на столах лежат такие же флажки. Каждый из вас возмет флажок и скажет, что бывает осенью такого цвета. Например: У меня флажок коричневого цвета, потому что осенью трава бывает коричневого цвета.
Дети берут флажки и отвечают.
Д: У меня флажок красного цвета, потому что осенью листья бывают красного цвета.
У меня флажок тоже красного цвета, потому что осенью на рябине висят грозди ярко красного цвета.
У меня флажок желтого цвета, потому что осенью листья бывают желтого цвета.
У меня флажок бардового цвета, потому что осенью листья бывают бардового цвета.
У меня флажок черного цвета, потому что осенью после дождя бывает грязь.
У меня флажок серого цвета, потому что осенью небо серого цвета.
У меня флажок бледно-желтого цвета, потому что осенью солнце неяркое.
У меня флажок оранжевого цвета, потому что осенью листья бывают оранжевого цвета.
У меня флажок белого цвета, потому что поздней осенью выпадает первый снег.
Л: Молодцы!
На экране вновь появляется Старичок-Лесовичок. Он предлагает ребятам погулять по лесу и выполнить его задания. Если дети правильно выполнят его задания, то Лесовичок даст каждому осенний подарок. А задания его будут написаны на волшебных листочках.
Игра «Назови слова-действия!»
Л: Вот первый листик с заданием (на экране появляется осенний листик с заданием): нужно подобрать слова-действия к словам-предметам. А к каким словам - вы назовете сами, посмотрев на экран. На экране появляются изображения. Что это?
Д: Это ветер.
Л: Скажите, ветер, что делает осенью?
Д: Ветер осенью дует.
Листья - опадают.
Деревья - качаются.
Небо - хмурится.
Тучи - плывут.
Трава – вянет.
Насекомые – засыпают, прячутся.
Птицы - улетают.
Ягоды рябины - зреют, краснеют.
Дождь – моросит.
Игра «Назови слова-признаки!»
Л: Молодцы! С первым заданием Лесовичка вы справились. В вот второй листик с заданием (на экране появляется листик с заданием). Нужно подобрать слова-признаки к словам-предметам. А к каким словам, вы увидите на экране.
Л: Что это?
Д: Это небо.
Л: Небо осенью какое?
Д: Небо осенью хмурое, серое, пасмурное.
Листья – сухие, осенние, яркие.
Деревья – грустные, голые.
Ели – зеленые, нарядные, красивые.
Ягоды рябины – спелые, красные.
Трава – вялая, пожухлая, коричневая.
Л: Все правильно назвали!
Игра «Волшебные часы»
Л: А вот следующий листик с заданием от Лесовичка. Посмотрите у Лесовичка есть такие волшебные часы (на экране появляются красивые часы). Вместо цифр на этих часах изображены разные предметы. Вы должны назвать картинку, на которую укажет стрелка. А потом назвать этот предмет, ответив на вопрос: какой? какая? А затем назвать эти слова со словом: много. Например: Дерево. Дерево (какое?) голое. Много голых деревьев.
Осенний лист - много осенних листьев.
Перелетная птица - много перелетных птиц.
Голый куст - много голых кустов.
Замерзшая лужа - много замерзших луж.
Серая туча - много серых туч.
Л: Какие вы молодцы! Лесовичку понравились ваши ответы.
Физкультминутка «Осенний дождик»
Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки, поднимают вверх
перекрещенные руки.
Начал капать дождь колючий. Прыжки на носочках, руки на поясе.
Долго дождик будет плакать,
Разведёт повсюду слякоть. Приседания, руки на поясе.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. Идут по кругу с высоким подниманием
колена.
Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на мнемодорожки
Л: Посмотрите - вот новый листик с заданием. Нужно посмотреть на картинки(рис.2, рис.3, рис.4). И с помощью мнемодорожек составить предложения. А потом из этих предложений составить рассказ об осеннем лесе для Старичка – Лесовичка.
Дети вспоминают, что слова-действия обозначаются стрелкой, слова-признаки обозначаются треугольниками, слова-предметы, обозначающие неживое – квадратами, а предлоги кружочками желтого цвета. Дети ранее уже должны работать с мнемодорожками и легко справляться с подобными заданиями.
Логопед показывает мнемодорожку и задает вопрос, дети составляют предложения с опорой на схему.
Мнемодорожка № 1 .
Л. – Ребята, каким осенью стало небо?
Д. – Небо стало хмурым, серым, пасмурным.
Мнемодорожка № 2 .
Л.- Какие листья опали с деревьев?
Д.- Сухие осенние листья опали с деревьев.
Мнемодорожка №3 .
Л. – Какие стоят березы и клены?
Д.- Березы и клены стоят грустные, голые.
Мнемодорожка № 4 .
Л. – А какими остались сосны и ели?
Д.- А сосны и ели остались зелеными, нарядными, красивыми.
Мнемодорожка № 5 .
Л.- Какие ягоды краснеют на рябинах?
Д.- На рябинах краснеют спелые ягоды.
Мнемодорожка № 6 .
Л.- Что случилось с травой?
Д.- Трава пожелтела, поникла, пожухла.
Мнемодорожка № 7.
Л.- Что происходит с водой в реке?
Д. – Вода в реке замерзает и превращается в лед.
Мнемодорожка № 8.
Л.- Какие птицы улетели на юг?
Д.- Перелетные птицы улетели на юг.
Мнемодорожка № 9.
Л.- К чему готовятся дикие животные?
Д. – Дикие животные готовятся к холодной зиме.
Л: Молодцы! Составили хорошие предложения! Давайте дадим название рассказу.
Дети предлагают свои названия рассказу: «Осенний лес», «Наступила осень», «Осень в лесу» «Как хорошо осенью в лесу».
Л: Кто из вас выйдет и расскажет свой рассказ об осеннем лесе с опорой на схемы.
Выходит желающие дети, и составляют рассказ с опорой на мнемодорожки.
III. Итог занятия.
На экране появляется Старичок-Лесовичок. Он благодарит детей за правильные ответы, за интересный рассказ об осеннем лесе. И дарит детям свои подарки. На экране доски появляется корзина со спелыми красными яблоками.
Логопед достает заранее приготовленную корзину с яблоками и раздает их детям.
Л: Ребята, а сейчас нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте скажем волшебное заклинание: «Раз, два, три, обернись и в детском саду очутись!»
Л: Вот мы с вами и вернулись в группу. Скажите, вам понравилось путешествие в осенний лес? Что вам понравилось больше всего?
Л: Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу!
Конспект составила учитель-логопед Кирюхина И.П.
Список литературы:
1. БардышеваТ.Ю., Моносова Е.Н., Комплект наглядных пособий «Развиваем связную речь у детей 6 лет с ОНР», ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2016 г.
|