14:21
Конспект логопедического занятия «День рождения Маши»

Подготовила: Акимова Е.А.,учитель-логопед структурного подразделения «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга комбинированного вида» Рузаевского муниципального района

 

Цель – продолжить знакомство детей со звуком Ш.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Закрепить знания детей о характеристике звука Ш и его обозначении.

-Продолжать автоматизировать звук Ш в слогах, словах и предложениях.

-Закреплять навык звукового анализа и синтеза.

-Упражнять в выделении звука Ш в словах.

-Закреплять умение определять место звука ш в словах.

-Совершенствовать грамматический строй речи.

-Обогащать словарный запас дошкольников.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать фонематическое восприятие.

-Развивать память, внимание, мышление.

-Развивать общую и мелкую моторику детей.

-Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

-Вызвать положительный настрой детей на занятие.

-Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, доброе отношение друг к другу.

-Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, магнитная доска, предметные картинки.

Ход  занятия:

1. Орг.момент.

1)Приветствие гостей.

Л: -Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся.

«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй!» - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

2)Посадка детей.

2. Повторение пройденного материала.

Л:- На занятиях мы изучаем звуки. Давайте вспомним, что такое звук? (отвечает 1 ребенок: звук – это то, что мы слышим и произносим.)

- Какое стихотворение мы знаем о звуке? (все вместе):

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его назвать.

Л: - О каком звуке мы говорили с вами на прошлом занятии?

Д: - Мы говорили о звуке Ш(согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем фишкой синего цвета).

3. Сообщение темы занятия.

Л:- Сегодня мы будим повторять звук Ш.

На  экране появляется музыкальная открытка «С днем рождения!»

Л: - Посмотрите на экран, что вы там видите? (ответы детей: поздравительная открытка)

Л: -Сегодня день рождения у знакомого всем персонажа, догадайтесь у кого? В имени этого героя есть звук Ш. (на экране появляется слайд с мульт. героями: Карлсон, Маша, Баба Яга, Лунтик пчела Майя и тд). (ответы детей: это Маша)

Л: - Молодцы! Вы догадались кто это. Маша приглашает всех к себе на праздник и хочет больше узнать об этом звуке. Тема нашего занятия «Звук Ш» и мы отправляемся в гости, для этого произнесем слова:

Дружно улыбнись,

На празднике окажись!

4. «Слоговые дорожки». (развитие фонематического слуха и восприятия)

  Появляется СЛАЙД с мышками.

Л: - Услышали мышки про Машин д/р и зашептались в углу , давайте повторим за ними (проговариваем все вместе):

Ша-шу-ши              аш-уш-иш          иша-оша-уши           шта-шпа-шку

Ше-шо-ша              еш-ош-аш         еша-ошу- ашо           шка-што-шпы

Л: -Мышки пошептались и побежали готовиться к празднику. Вы правильно повторили за ними.

5.«Счёт от 1 до 6» (согласование сущ+числительн.)

Л.:- Гости принесли для именинницы воздушные шары (на слайде связка из 6 воздушных шаров).

Л.:- Чтобы узнать, сколько лет исполняется Маше, нужно посчитать воздушные шары. (6воздушных шаров-1ребенок считает кол-во шаров).

Л.: -Правильно ли, посчитал(а) шары …..? (ответ детей)

Л: - Сколько же лет исполняется Маше? (ответ детей: 6лет)

Л: - Молодцы! Вы правильно посчитали шары и узнали сколько лет Маше.

6. «Фокус»

Л: - Ребята, Маша очень любит фокусы, покажите, как вы можете превращать одни слова в другие. Замените первый звук в слове на звук Ш, и назовите получившееся слово: ДАР - ШАР, и тд со словами: маг-шаг, мина-шина, кашка-шашка, мишка-шишка.

Л: - Маше очень понравилось, как вы превращаете одни слова в другие.

7.«Образуй словечко»

Л.:- А сейчас покажем Маше, как мы образовываем слова. Я буду произносить часть слова, а вы назовете его полностью, добавляя слог «-шок»: ме-шок, пу-шок, пету-шок, гор-шок, поро-шок, реме-шок; а теперь, добавляя слог «-шка»: пу-шка, му-шка, поду-шка, лову-шка, лягу-шка, хлопу-шка.                                                                                                             

Л:- Вы верно составили все слова, Маша очень рада за вас.

8.«Подарки» (определение места звука в словах)

Л: -Гости подарили много подарков. Поможем Маше расставить их на полки: на первую полку поставим предметы, в названиях которых звук Ш слышится в начале слова, на вторую полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в середине слова и на третью полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в конце слова (шарф, карандаш, лошадка, шары, мишка, ковш).

Д:- Шарф мы поставим на первую полку, т.к. звук Ш в этом слове слышится вначале. И тд.

Л:- Молодцы! Вы умеете не только правильно произносить звук Ш, но и слышать его в словах, а также помогли нашей героине разобрать подарки по местам.

9.Физминутка.

Л:- А сейчас пришло время немного отдохнуть. Выйдите из-за столов и выполните зарядку:

Маша другу Мишке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шила шарф,

Для Мишутки шалуна.

А на Мишиной рубашке

Шёлком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Лучше Миши не найдешь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

Сшил Мишутка шубки мышкам,

Чтоб не мерзли мышки слишком.

Л: -Займите свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой.

10. «Звуковой анализ и синтез»

Л: - Медведь приготовил для Маши подарок и вкусный торт, который украсил шоколадом, апельсинами, пряниками, курагой (проводится словарная работа

-Как вы думаете, что такое курага? курага- это сушеные абрикосы без косточек) и ананасом (на экране появляются изображения ингредиентов). А какой подарок приготовил Мишка вы узнаете, выделив в каждом из этих слов первый звук.

Д:- Шоколад. Первый звук Ш.

      Апельсин. Первый звук А.

       Пряники. Первый звук П.

       Курага. Первый звук К.

       Ананас. Первый звук А.

Л:- Составьте слово из этих звуков. Что у вас получилось? (дети - шапка). Вот мы и узнали, что подарил Маше Медведь.

Л: - Возьмите звуковые пеналы и составьте схему слова ШАПКА. (Дети составляют звуковые схемы на столах, один ребенок работает у доски). (Затем провожу фронтальную работу по анализу слова)

Л:- Правильно ли составила схему …….? (дети сравнивают и отвечают)

Л: -Сколько всего звуков в слове ШАПКА?

Р: -В слова ШАПКА 5 звуков.

Л:- Сколько гласных звуков в слове ШАПКА?

Д: -В слове ШАПКА 2 гласных звука.

Л:- Сколько слогов  в слове ШАПКА?

Д: -В слове ШАПКА 2 слога.

Л: -Какое правило вы знаете?

Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Л: -Назовите первый слог в слове ШАПКА

Д: - Первый слог ШАП.

Л: -Назовите второй слог в слове ШАПКА.

Д:- Второй слог КА.

Л:- Какой первый звук слышится в слоге ШШШАП?

Д:-В слоге ШАП первым слышится звук Ш- согласный, всегда твердый, глухой шипящий, обозначим синей фишкой

Л:- Какой второй звук слышится в слоге ШАААП?

Д: -Вторым слышится звук А-гласный, обозначим фишкой красного цвета

Л:- Какой третий звук в слоге ШАП?

Д: -В слоге ШАП третьим слышится звук П -согласный, твердый глухой. Обозначим фишкой синего цвета.

Л: -Назовите второй слог в слове ШАП-КА.

Д:- В слове ШАПКА второй слог КА.

Л:- Сколько звуков слышится в слоге КА?

Д: - В слоге КА 2 звука.

Л: -Назовите первый звук в слоге КА

Д: -Первый звук К- согласный, твердый, глухой, обозначим синей фишкой

Л:-Назовите второй звук в слоге КА?

Д:-Второй звук А -гласный, обозначим фишкой красного цвета.

Л:- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Соберите звуковые пеналы и уберите их на край стола.

11.«Плюшевый мишка»    (согласование прилаг + сущ в косвен падежах)

Л: - Маша предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я скажу начало предложения, а вы закончите его словами плюшевый мишка.

Маше подарили (плюшевого мишку).

 Она любуется (плюшевым мишкой).

 Маша завяжет бант (плюшевому мишке)

Ей очень понравился (плюшевый мишка).

Она мечтала о (плюшевом мишке).

12.«Сюрприз от Маши»

Л: - Маша приготовила для вас подарки. Возьмите со стола карточки  и карандаши, обведите  предмет, в названии которого слышится звук ш. Скажите, какой подарок получил каждый из вас от нашей именинницы?(ответы детей: Маша подарила мне… тд)

Л:- Все справились и получили подарки от Маши, молодцы!

13. «Деформированная фраза»

Л.:- Поблагодарим Машу и составим о ней предложения :

Маша, хорошая, девочка, очень.

У, сегодня, нее, день рождения.

Друзья, поздравить, Машу, пришли.

Получила, именинница, подарков, много.

Л:-Что вы составили? (дети: мы составили предложения.)

Л:- Что можно составить из предложений? (дети отвечают -рассказ)

Л:- У нас получился рассказ, придумайте ему название. (дети:- «Д/р Маши»)

(Приглашаю ребенка к доске, он повторяет весь рассказ с помощью графического плана)

Л:- Маше очень понравился ваш рассказ.

М:- Спасибо, ребята, с вами я весело и с пользой провела время и узнала много интересного.  До свидания, друзья!

Л: -До свидания, Маша! А мы возвращаемся в д/с . Подойдите все ко мне, встаньте в круг и произнесите слова:

Вокруг себя повернись,

В детском саду окажись.

14.Подведение итогов.

Л:- Где мы сегодня побывали? О каком звуке говорили? Понравилось ли вам в гостях у Маши? Что вам понравилось больше всего?

Л:- Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, правильно выполняли задания. А сейчас попрощаемся с гостями (дети говорят «До свидания!»). Можете быть свободны.

Список использованной литературы:

1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Библиотека практикующего логопеда).

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в подготовительной логогруппе / О.С. Гомзяк. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2011.-128с.

3.Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с (Библиотека логопеда)

3.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека логопеда)

4.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера. 2009.-128с. (Логопед в ДОУ)

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР 3й уровень. 2 период. Методическое пособие для логопедов.- М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002.-56с. (Практическая логопедия).

 

Категория: Конспекты занятий | Просмотров: 134 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]