14:21 Конспект логопедического занятия «День рождения Маши» |
Подготовила: Акимова Е.А.,учитель-логопед структурного подразделения «Детский сад №114 комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад «Радуга комбинированного вида» Рузаевского муниципального района
Цель – продолжить знакомство детей со звуком Ш. Задачи: Коррекционно-образовательные: -Закрепить знания детей о характеристике звука Ш и его обозначении. -Продолжать автоматизировать звук Ш в слогах, словах и предложениях. -Закреплять навык звукового анализа и синтеза. -Упражнять в выделении звука Ш в словах. -Закреплять умение определять место звука ш в словах. -Совершенствовать грамматический строй речи. -Обогащать словарный запас дошкольников. Коррекционно-развивающие: -Развивать фонематическое восприятие. -Развивать память, внимание, мышление. -Развивать общую и мелкую моторику детей. -Развивать связную речь. Коррекционно-развивающие: -Вызвать положительный настрой детей на занятие. -Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, доброе отношение друг к другу. -Воспитывать культуру речевого общения. Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, звуковые пеналы, магнитная доска, предметные картинки. Ход занятия: 1. Орг.момент. 1)Приветствие гостей. Л: -Ребята, посмотрите у нас сегодня много гостей, давайте с ними поздороваемся. «Здравствуйте!»- ты скажешь человеку. «Здравствуй!» - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет. 2)Посадка детей. 2. Повторение пройденного материала. Л:- На занятиях мы изучаем звуки. Давайте вспомним, что такое звук? (отвечает 1 ребенок: звук – это то, что мы слышим и произносим.) - Какое стихотворение мы знаем о звуке? (все вместе): Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его назвать. Л: - О каком звуке мы говорили с вами на прошлом занятии? Д: - Мы говорили о звуке Ш(согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем фишкой синего цвета). 3. Сообщение темы занятия. Л:- Сегодня мы будим повторять звук Ш. На экране появляется музыкальная открытка «С днем рождения!» Л: - Посмотрите на экран, что вы там видите? (ответы детей: поздравительная открытка) Л: -Сегодня день рождения у знакомого всем персонажа, догадайтесь у кого? В имени этого героя есть звук Ш. (на экране появляется слайд с мульт. героями: Карлсон, Маша, Баба Яга, Лунтик пчела Майя и тд). (ответы детей: это Маша) Л: - Молодцы! Вы догадались кто это. Маша приглашает всех к себе на праздник и хочет больше узнать об этом звуке. Тема нашего занятия «Звук Ш» и мы отправляемся в гости, для этого произнесем слова: Дружно улыбнись, На празднике окажись! 4. «Слоговые дорожки». (развитие фонематического слуха и восприятия) Появляется СЛАЙД с мышками. Л: - Услышали мышки про Машин д/р и зашептались в углу , давайте повторим за ними (проговариваем все вместе): Ша-шу-ши аш-уш-иш иша-оша-уши шта-шпа-шку Ше-шо-ша еш-ош-аш еша-ошу- ашо шка-што-шпы Л: -Мышки пошептались и побежали готовиться к празднику. Вы правильно повторили за ними. 5.«Счёт от 1 до 6» (согласование сущ+числительн.) Л.:- Гости принесли для именинницы воздушные шары (на слайде связка из 6 воздушных шаров). Л.:- Чтобы узнать, сколько лет исполняется Маше, нужно посчитать воздушные шары. (6воздушных шаров-1ребенок считает кол-во шаров). Л.: -Правильно ли, посчитал(а) шары …..? (ответ детей) Л: - Сколько же лет исполняется Маше? (ответ детей: 6лет) Л: - Молодцы! Вы правильно посчитали шары и узнали сколько лет Маше. 6. «Фокус» Л: - Ребята, Маша очень любит фокусы, покажите, как вы можете превращать одни слова в другие. Замените первый звук в слове на звук Ш, и назовите получившееся слово: ДАР - ШАР, и тд со словами: маг-шаг, мина-шина, кашка-шашка, мишка-шишка. Л: - Маше очень понравилось, как вы превращаете одни слова в другие. 7.«Образуй словечко» Л.:- А сейчас покажем Маше, как мы образовываем слова. Я буду произносить часть слова, а вы назовете его полностью, добавляя слог «-шок»: ме-шок, пу-шок, пету-шок, гор-шок, поро-шок, реме-шок; а теперь, добавляя слог «-шка»: пу-шка, му-шка, поду-шка, лову-шка, лягу-шка, хлопу-шка. Л:- Вы верно составили все слова, Маша очень рада за вас. 8.«Подарки» (определение места звука в словах) Л: -Гости подарили много подарков. Поможем Маше расставить их на полки: на первую полку поставим предметы, в названиях которых звук Ш слышится в начале слова, на вторую полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в середине слова и на третью полку предметы в названиях которых звук Ш слышится в конце слова (шарф, карандаш, лошадка, шары, мишка, ковш). Д:- Шарф мы поставим на первую полку, т.к. звук Ш в этом слове слышится вначале. И тд. Л:- Молодцы! Вы умеете не только правильно произносить звук Ш, но и слышать его в словах, а также помогли нашей героине разобрать подарки по местам. 9.Физминутка. Л:- А сейчас пришло время немного отдохнуть. Выйдите из-за столов и выполните зарядку: Маша другу Мишке Шила новые штанишки, Шила шубу, шила шарф, Для Мишутки шалуна. А на Мишиной рубашке Шёлком вышила кармашки. Наш Мишутка так хорош – Лучше Миши не найдешь! Он шагает по дорожке В шитой Машею одежке. Сшил Мишутка шубки мышкам, Чтоб не мерзли мышки слишком. Л: -Займите свои места. Сядьте правильно: спина прямая, ноги вместе, руки перед собой. 10. «Звуковой анализ и синтез» Л: - Медведь приготовил для Маши подарок и вкусный торт, который украсил шоколадом, апельсинами, пряниками, курагой (проводится словарная работа: -Как вы думаете, что такое курага? курага- это сушеные абрикосы без косточек) и ананасом (на экране появляются изображения ингредиентов). А какой подарок приготовил Мишка вы узнаете, выделив в каждом из этих слов первый звук. Д:- Шоколад. Первый звук Ш. Апельсин. Первый звук А. Пряники. Первый звук П. Курага. Первый звук К. Ананас. Первый звук А. Л:- Составьте слово из этих звуков. Что у вас получилось? (дети - шапка). Вот мы и узнали, что подарил Маше Медведь. Л: - Возьмите звуковые пеналы и составьте схему слова ШАПКА. (Дети составляют звуковые схемы на столах, один ребенок работает у доски). (Затем провожу фронтальную работу по анализу слова) Л:- Правильно ли составила схему …….? (дети сравнивают и отвечают) Л: -Сколько всего звуков в слове ШАПКА? Р: -В слова ШАПКА 5 звуков. Л:- Сколько гласных звуков в слове ШАПКА? Д: -В слове ШАПКА 2 гласных звука. Л:- Сколько слогов в слове ШАПКА? Д: -В слове ШАПКА 2 слога. Л: -Какое правило вы знаете? Д: - Сколько в слове гласных, столько и слогов. Л: -Назовите первый слог в слове ШАПКА Д: - Первый слог ШАП. Л: -Назовите второй слог в слове ШАПКА. Д:- Второй слог КА. Л:- Какой первый звук слышится в слоге ШШШАП? Д:-В слоге ШАП первым слышится звук Ш- согласный, всегда твердый, глухой шипящий, обозначим синей фишкой Л:- Какой второй звук слышится в слоге ШАААП? Д: -Вторым слышится звук А-гласный, обозначим фишкой красного цвета Л:- Какой третий звук в слоге ШАП? Д: -В слоге ШАП третьим слышится звук П -согласный, твердый глухой. Обозначим фишкой синего цвета. Л: -Назовите второй слог в слове ШАП-КА. Д:- В слове ШАПКА второй слог КА. Л:- Сколько звуков слышится в слоге КА? Д: - В слоге КА 2 звука. Л: -Назовите первый звук в слоге КА Д: -Первый звук К- согласный, твердый, глухой, обозначим синей фишкой Л:-Назовите второй звук в слоге КА? Д:-Второй звук А -гласный, обозначим фишкой красного цвета. Л:- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Соберите звуковые пеналы и уберите их на край стола. 11.«Плюшевый мишка» (согласование прилаг + сущ в косвен падежах) Л: - Маша предлагает нам поиграть в игру «Доскажи словечко». Я скажу начало предложения, а вы закончите его словами плюшевый мишка. Маше подарили (плюшевого мишку). Она любуется (плюшевым мишкой). Маша завяжет бант (плюшевому мишке) Ей очень понравился (плюшевый мишка). Она мечтала о (плюшевом мишке). 12.«Сюрприз от Маши» Л: - Маша приготовила для вас подарки. Возьмите со стола карточки и карандаши, обведите предмет, в названии которого слышится звук ш. Скажите, какой подарок получил каждый из вас от нашей именинницы?(ответы детей: Маша подарила мне… тд) Л:- Все справились и получили подарки от Маши, молодцы! 13. «Деформированная фраза» Л.:- Поблагодарим Машу и составим о ней предложения : Маша, хорошая, девочка, очень. У, сегодня, нее, день рождения. Друзья, поздравить, Машу, пришли. Получила, именинница, подарков, много. Л:-Что вы составили? (дети: мы составили предложения.) Л:- Что можно составить из предложений? (дети отвечают -рассказ) Л:- У нас получился рассказ, придумайте ему название. (дети:- «Д/р Маши») (Приглашаю ребенка к доске, он повторяет весь рассказ с помощью графического плана) Л:- Маше очень понравился ваш рассказ. М:- Спасибо, ребята, с вами я весело и с пользой провела время и узнала много интересного. До свидания, друзья! Л: -До свидания, Маша! А мы возвращаемся в д/с . Подойдите все ко мне, встаньте в круг и произнесите слова: Вокруг себя повернись, В детском саду окажись. 14.Подведение итогов. Л:- Где мы сегодня побывали? О каком звуке говорили? Понравилось ли вам в гостях у Маши? Что вам понравилось больше всего? Л:- Молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня отвечали, правильно выполняли задания. А сейчас попрощаемся с гостями (дети говорят «До свидания!»). Можете быть свободны. Список использованной литературы: 1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002. — 144 с. (Библиотека практикующего логопеда). 2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в подготовительной логогруппе / О.С. Гомзяк. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2011.-128с. 3.Гуськова А.А. Речевое развитие детей средствами загадки.- М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с (Библиотека логопеда) 3.Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. 2е изд., испр. М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека логопеда) 4.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера. 2009.-128с. (Логопед в ДОУ) 5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР 3й уровень. 2 период. Методическое пособие для логопедов.- М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002.-56с. (Практическая логопедия).
|
|
Всего комментариев: 0 | |