23:29
Летняя школа Университета детства: шаг к открытиям

День второй - Впечатляющий.

Утро. Народ на Летнюю школу собрался из разных часовых поясов, поэтому кто-то уже искупался, сделал гимнастику и пробежку, а кто-то нежится под теплыми лучами солнца, падающими из окна, лежа в кровати. А в этих пляшущих лучах - голубая Клязьма. Красота-а-а какая!...

«Динь-ди-лень, динь-ди-лень! Динь-ди-лень!», - возмущается мой спутник телефон Говорун, - «Нас ждут необыкновенные встречи и великие дела».

Да, программа на сегодня впечатляющая, называется она «Смыслы и актуальность». Вона как...

 

Первое событие сегодняшнего дня - презентация дошкольного направления «Университета детства». Екатерина Рыбакова и Ирина Быкадорова рассказывают участникам Летней школы о проектах Университета детства. Это не только конкурс проектов им. Л.С. Выготского и Летняя школа, но и программа дошкольного образования «ПРОдетей», независимая оценка качества образования, игра 4D. Программа «ПРОдетей» находится на экспертизе и, надеемся, скоро появится в навигаторе. 

 

 

 

 

Затем состоялась скайп-конференция  с победителями конкурса им. Л.С. Выготского, которые выбрали в качестве вознаграждения за победу  в конкурсе участие в международных конференциях. Ксения Ефремова в онлайн-режиме рассказала об авторском курсе Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе» в городе Оренбург. Ольга Епифанова поделилась впечатлениями об участии в международном семинаре и деловом туре «Реформа дошкольного и школьного образования Финляндии. Посещение лучших образовательных организаций Хельсинки и Эспоо» в городе. Хельсинки, Финляндия.

 

 

 

И вот наступил важный и ответственный для всех участников Летней школы момент - презентация своих проектов. Участники разделились на три группы, так как выслушать 120 проектов в одном зале - просто нереально. Малый Екатерининский зал встречает нас обилием оборудования. Мы радуем его горящими глазами.

 

Тематики разнообразны, цели - самые благородные. Покорил проект Светланы Павловой из Орска «Социальное партнёрство в современном ДОУ». Тема-то обычная для любого ДОУ, а цели великие: максимальное включение детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. Говоруну понравилось «Звездное событие», практика индивидуализации.

Порадовало, что педагоги Ульяновска среди прочих знакомят детей с культурой мордовского народа. Их проект «Разноцветный мир» является частью экспериментальной программы по воспитанию культуры межнационального общения детей дошкольного возраста. 

Интересными и необычными были проекты «Сканография - детям», «Ателье в яслях», «Зоомелодика, «Кулинарные мастер-классы на английском языке»... все не перечесть. 

Я представила проект «Время активных: Волонтерское движение - инновационный ресурс формирования ценностных ориентиров и социальной активности детей и взрослых», который был высоко оценен экспертами (96 баллов из 100 возможных). Рассказала об организованном в детском саду волонтерском движении «Божья коровка», деятельность которого ориентирована на социальную потребность ближайшего к детскому саду окружению. 

Наверное более активных  и желающих донести людям свои светлые идеи, как педагоги дошкольного образования, на свете нет. Пяти минут времени на презентацию своего проекта явно не хватало. И презентации продолжались в перерыве, педагогические находки парили в воздухе, ими буквально были пропитаны все составляющие этого прекрасного места.

После обеда нас ожидала интригующая схема и разноцветные кружочки на любой вкус. Выбрать можно любой. Остановлюсь-ка я на синем... «Динь-ди-лень, динь-ди-лень!», - урчит Говорун, - «Нас ждут великие дела».

Так! Это снова формирование команд, теперь это - проектная работа. Вот оно, то дело, к которому мы готовились заранее - разработка проектов на основе технологии Дизайн-мышления.

 

В зале нас собирается около 20 человек. «Интересно, проект будем делать один на всех или каждый по проекту?!», - интересуется Говорун. Посмотрим...
А вот и наш тренер - Александр Плигин. Обсуждаем методологию Дизайн-мышления, которая помогает создать человеко-ориентированные проекты. В основе дизайн-мышления лежит интерес к человеку и его опыту. И начинается он с эмпатии. Игры «Отгадай слово», «Передай, что почувствуешь» помогают наладить взаимоотношения и расслабиться.

Затем делимся на команды: по 5-6 человек. Каждая команда в процессе обучения будет готовить проект. Вот наша команда, знакомимся: одна Ольга из Волгоградской области, другая - из Вологодской, Елена - из Самарской, Мария из Якутии, Татьяна из Бурятии,  я - из Мордовии.

Прямо-таки вся Россия.

Лучше всего человек виден в историях. Некоторые истории мы привезли из дома (педагогические и родительские): ситуация, в которой педагог (родитель) был на высоте; что помогло справиться с ситуацией; какие препятствия есть к тому, чтобы быть таким чаще и что вы делаете, чтобы с этим справиться. Обсуждаем, анализируем...

Александр предлагает нам найти новые истории. Это просто: выбираешь себе человека из другой команды и спрашиваешь его об этом, не забывая правила «Как брать интервью?». Каждый член команды приносит истории. Будем обсуждать и выбирать одну, взяв ее за основу проекта. 

 

 

Ловлю себя на мысли, что не анализирую, а сразу хочу получить результат. Та-а-ак, главная ошибка - спешка. На то и дизайн-мышление, что процесс не линейный, а итерационный (повторяемый): выдвижение гипотезы - проверка и т.д. Да, любим мы, педагоги, делать выводы только на своих умозаключениях.

Наша команда (мы пока ей не дали названия) выбирает следующую историю: педагог написал педагогический опыт (разработку), а в коллективе его не приняли. Почему? Члены команды предлагают свои версии по ситуации "Почему не был принят опыт?" Дело в коллегах? А может в нем самом?! Не смог объяснить, донести, доказать... Было бы хорошо, если бы данный педагог научился представлять свой опыт. Будем думать, как педагогу помочь... И искать инсайты. Что это? Расскажу потом.

Вынос мозга: непривычно, сложно, но жутко интересно. Мозг кипит и радуется.

Перерыв, бурные обсуждения, но... на сегодняшний день работа не окончена. Вот уже начинается работа дискуссионной площадки «1+1. Наставничество как источник взаимного роста». Ведет Константин Бороздин, организатор Западно-Сибирского корпоративного института и организатор ежегодного Слета молодых педагогов «Вектор роста». Оказывается в разных регионах ситуация одинаковая: наставничества как такового не существует. А ведь сколько проблем решает наставничество? помощь малоопытным педагогам, популяризация инновационных программ и технологий, реализация адекватных амбиций опытных педагогов.

«О, как логично», - шепчет мне Говорун. - «Ваша история и Сургутский опыт - родственники». Да, это наталкивает на размышление о том, что очень важны проекты, направленные на развитие наставничества. А если бы этот проект был под эгидой Рыбаков Фонда, это высший пилотаж.

Мозг заработал, посылает импульсы телу. Да еще Говорун неподалеку. Как бы не устали коллеги от моих разговоров и идей...

Напоминание о том, что сегодня пикник на Лодочной станции, отвлекли меня от «деловых» раздумий и отправили в комнату одеваться в туристическом стиле. Вперед, на природу! Клязьма зовет...

Обрадовал не столько пикник, сколько костер в старом добром советском стиле (как я по нему соскучилась). А вместе с ним игры, песни, и ... орлятский круг... моя комсомольская юность. Над Клязьмой звучит гимн Летней школы: «А наша с тобой дорога - учиться снова и снова, ведь мы с тобой - педагоги, и ждет нас Летняя школа!».

Продолжение следует

В. Иванушкина

Просмотров: 1365 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]