23:13
Летняя школа конкурса им. Л.С. Выготского: начинаем действовать

День четвертый – направляющий

Легли вчера поздно. После распределения обязанностей каждый побежал «рыть» свое поле. Ольга Свищева искала потенциальных наставников из участников Летней школы, Ольга Мясникова – социальных партнеров, Татьяна Петрова рисовала схему проекта для флипчарта, Елена  Трифонова выстраивала презентацию. Мария Саввина делала мультфильм – рекламу проекта. Я составляла дорожную карту проекта. Обсуждали, спорили, доказывали... приходили к единому. 

Но это вчера... На сегодня обширная обучающая программа и надо на время абстрагироваться от проектов и настроиться на занятия.

 

28 июня. 9.00. Малый Андреевский зал. Пленарное заседание. Какие люди перед нами! Татьяна Волосовец, Александр Асмолов, Александр Савенков.

Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, профессор, директор института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Она осветила вопрос основных направлений развития дошкольного образования. Отдельно остановилась на нормативно-правовом регулировании развития ясельных групп. Александр Савенков - доктор педагогических и психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии МГПУ. Он говорил о потенциале личности на разных этапах онтогенеза.

 

 

Александр Асмолов - доктор психологических наук, профессор, Академик РАО, директор Федерального института развития образования. Свою лекцию «Страх перемен и возможности роста: этюды эволюционного оптимизма» он начал с личности Льва Выготского. С кем жил и творил Выготский, в кого он влюблялся?! Действительно, это явление мирового масштаба: в одно время с Выготским жили и творили Бернштейн и Жан Пиаже, Лурия и Фредерик Бак.

 

«В настоящее время важна психология свободного человека в изменяющемся мире. Родители и педагоги утратили монополию на развитие ребенка, он немыслим вне культурных исторических ситуаций. Кто знает зачем, найдет любое как!», - говорит Асмолов.

 

 

Это не лекция, это урок жизни. Александра Григорьевича долго не отпускали. Вопросы, автографы, фото на память.… Прикоснулись к великому.

 

 

После пленарного заседания снова два мастер-класса из шести (на выбор). Как разорваться, когда интересно всё: игра, музыка, stem. Методом тыка выбираем мастер-класс «Трансляция игровой культуры как задача педагога». Ведет Егор Бахотский, клинический психолог.

 

Говорим об игре… сюжетно-ролевой игре. Почему детям (да и взрослым) важно играть. И почему родители недопонимают важность игры в развитии дошкольника. Игра – это элемент культуры. Она «живет» в конкретных людях и передается из рук играющего в руки неиграющего путем «заражения».

 

 

Мой друг телефон Говорун подсказывает мне, что Егор Бахотский – известный и популярный специалист в нашей стране и за рубежом. Оказывается, он создал Площадку Игры и Общения – уникальное место встреч, где дети погружаются в игру, а взрослые учатся играть и сопровождать игры. Нет готовых костюмов и домиков. Есть материалы, которые позволяют детям стать кем угодно и сотворить любой мир. Быстренько подписалась на его страницу в фейсбуке.

 

Егор рассказал, как сконструировать предметно-пространственную среду, подходящую для игры. Не надо много покупного, стандартного. Минимум прибитого, несдвигаемого, максимум неструктурированного. На его площадке используются для игры ткани разных цветов, размеров и фактур, картон, фольга, малярная лента, цветной скотч, веревки, проволока, подушки, коврики, покрывала, мебель (столы, стулья, скамейки), тазы, миски, тубусы картонные и т.д., и никаких домиков Барби.

 

Второй мастер-класс: «Создание условий для раннего развития детей в возрасте от 0 до 3 лет». Ведет Софья Мещерякова. Это имя мне знакомо, Софья вместе с Еленой Смирной и Людмилой Галигузовой – авторы программы «Первые шаги», которую мы приобрели в прошлом году и начали осваивать в группе раннего возраста. Разговор пошел о совсем маленьких детях: от нуля. Неужели таких крох скоро мы будет принимать в детский сад?! Как будем работать, если в группе и ползающие, и лазающие, и бегающие... Сегодня готовимся к этому процессу, обсуждаем способы общения с детьми раннего возраста на разных этапах развития, виды деятельности, игры и игрушки.

 

 

После обеда нас ждала незабываемая встреча с Чулпан Хаматовой, российской актрисой театра и кино, общественным деятелем.  Чулпан рассказала о своем детстве, юности, о том, как неожиданно для семьи инженеров попала в артистки. Рассказала о своих детях, о том, какую роль в их обучении и воспитании сыграло дошкольное образование. И, конечно, рассказала о фонде «Подари жизнь».

 

 

 

После небольшого перерыва - занятия тренеров. Я попадаю в группу Мирославы Левицкой. Читаю в дневнике школы информацию о Мирославе: сертифицированный коуч ICF, фасилитатор; ведущий тренер компании «ЕВМ». О-о-о... вынос усталого мозга педагога! Хорошо, что на такие случаи у меня есть Говорун. «Коуч», - говорит он, - «Это человек, который помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели; по простому это психолог-репетитор. ICF - это международная федерация коучинга. Фасилитатор – человек, занимающийся организацией и ведением групповых форм работы с целью повышения их эффективности». Отлично! Что «ЕВМ» - это место работы, я и сама это поняла. Спасибо вам, мой друг Говорун.

 

 

 

Тема занятия: «Управление изменениями. Как жить и работать в эпоху перемен». Отправляясь на него, я думала об изменении глобальном (как минимум в отдельно взятой образовательной организации), а оказалось... мы исследуем пустынные земли и и возможные места утечки ресурсов у себя.

Рассматриваем формулу перемен Н+В+П>C, где Н–  недовольство существующей ситуацией, В –  видение будущего, которое мотивирует, П –  первые шаги, которые сделаны, C–   сопротивление переменам, которое придется преодолеть. Мирослава поясняет, что эта формула была разработана Ричардом Бекхардом и Дейвидом Глейтчером, и она описывает модель для оценки сил, влияющих на успех или неудачу программы организационных изменений.

Вспоминаю свою животрепещущую ситуацию и расставляю оценки по 10-балльной шкале:

 

Н В П С
8 5 1 3

 

Да, с первыми шагами у меня напряг. Откуда будут перемены, если я ничего для этого не делаю. Да и видение ситуации не очень... Хорошая формула! Надо потренироваться на ней на досуге. 

 

Перемены зависят от самого человека. Если перемен нет,  значит он доволен тем, как в настоящее время обстоят дела. Не очень устраивает?!... Не знает, как их улучшить или не знает, как начать действовать. А может и то, и другое... 

 

Однако время предзащиты проектов. Все дружно спешат в Большой Екатерининский зал. Наша команда «Наставник+» в сборе.

Мы готовы не только и столько доказывать наши идеи, сколько стремимся к подпитке. На каждой точке защиты находятся эксперты Андрей Сергеев, Егор Кудаков, Мирослава Левицкая, Ирина Быкадорова, Галина Лапонова и другие - грамотные в деле проектов люди, от которых каждая команда ждет подсказок. На весь процесс отведен час времени, у каждого эксперта можно зависнуть на 10 минут. Процесс пошел...

«Ух, как круто», - восклицает Говорун. Действительно круто!!! Мы получили столько дельных замечаний и рекомендаций к нашем, как нам казалось, идеальному, проекту.  Хотелось быстрее их исправить, скорректировать... но... Впереди ужин, подготовка флешмоба, гостиная... А уже потом - работа в команде до и после полуночи.

 

 

 

Продолжение следует.

Валентина Иванушкина

Просмотров: 1280 | Добавил: Админ | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]