2017-Мар-17, 09:32 | |
Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия. Сайт проекта. Проект «Эколята–Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка. Последующие ступени экологического образования и воспитания будут реализовываться в рамках экологических природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята» (1-4 класс) и «Молодые защитники Природы» (5-9 и 10-11 класс). Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» (в дальнейшем – Проект) является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности в дошкольных образовательных организациях российских регионов. Цель Проекта Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия. Задачи Проекта • дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы; • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; • помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром; • разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. Содержание Проекта В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Воспитанника дошкольной образовательной организации принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный Знак (значок). Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. В последнее время для детей разработано много книг, учебников, методических пособий, а также авторских программ по вопросам воспитания экологически грамотного поведения, охраны окружающей природной среды. Их главным недостатком является недостаточное внимание к воспитанию духовной культуры ребёнка через природу. Без эмоциональной составляющей правила поведения по отношению к природе так и останутся всего лишь правилами из учебника. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Природолюбие помогает осознать, что каждый ребёнок является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды. Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности. Проект ориентирует деятельность воспитателя и педагога на системный подход в развитии у детей культуры природолюбия. При этом в Проекте используется принцип последовательности, преемственности и развития. Все его составные темы и разделы связаны друг с другом, а каждая последующая рассматриваемая в Проекте тема базируется на изученных ранее материалах. Интегрирующий подход в обучении и воспитании позволяет объединить в учебно-воспитательном процессе целенаправленные занятия в помещении и на улице, чтение книг, участие в играх, проведение праздников, конкурсов, викторин и мероприятий, поход в парк или лес, проведение наблюдений и опытов, участие в практических действиях с взрослыми. Для каждой возрастной группы воспитанников составляются свои комплексы занятий, что позволяет представить учебно-воспитательный процесс целостным и развивающимся. Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка. Проект является составной частью системы дополнительного образования эколого-биологической направленности дошкольных образовательных организаций. Прогнозируемые результаты: • формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия; • повышение общей культуры ребёнка; • формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде; • развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности; • расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей. Задачи Проекта решаются путём: • создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения; • предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы; • комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка; • создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы; • внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем; • предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта. Организация учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта, а также проведение всех мероприятий может осуществляться на территории дошкольной образовательной организации любого региона Российской Федерации. Вся разрабатываемая и выпускаемая в рамках Проекта продукция, а также проводимые мероприятия взаимосвязаны, являются элементами одной общей концепции осуществления учебно-воспитательного процесса, дополняют и развивают друг друга, соответствуют целям и задачам Проекта и в совокупности позволяют решить задачу формирования культуры природолюбия у воспитанников дошкольных образовательных организаций. Исполнительными структурами по развитию Проекта «Эколята – Дошколята» являются Межрегиональная общественная организация содействия сохранению природного наследия регионов «Природное наследие нации» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Федеральный детский эколого-биологический центр».
Для того, чтобы стать участником природоохранных социально-образовательных проектов «Эколята–Дошколята», «Эколята» и «Молодые защитники Природы» необходимо от лица руководства образовательной организации направить письмо в программный комитет Проектов на имя руководителя Проектов Зотова Владимира Валентиновича о желании стать участником Проекта. После положительного ответа необходимо провести акцию посвящения детей образовательной организации в «Эколята – Молодые защитники Природы» (далее – Акция). Во время Акции территория (аудитория) ее проведения оформляются логотипами «Эколята», рисунками, плакатами и поделками с образами сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы – (Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка). Желательно, чтобы при проведении мероприятия присутствовали сказочные герои «Эколята» – друзья и защитники Природы – Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка (одетые в костюмы героев дети или взрослые). Проект «Эколята – Дошколята» базируется на: • применении в процессе воспитания у детей культуры природолюбия, а также в процессе экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания и образования ребёнка, элементов и методов системного подхода и анализа, систематизации и классификации знаний; • рассмотрении всей совокупности составных частей и элементов учебного и воспитательного процесса дошкольной образовательной организации, направленного на развитие у детей культуры природолюбия, решение проблем экологического, природоохранного, нравственного, духовного и эстетического воспитания ребёнка, как единого, комплексного и системного учебно-воспитательного инструментария; • использовании в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • включении в учебно-воспитательный процесс межструктурных связей в рамках изучения различных тем учебного пособия «Азбука Природолюбия»; • организации и реализации в рамках Проекта занятий и мероприятий с использованием учебного пособия «Азбука Природолюбия», книжной, игровой, аудио, видео и другой продукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • введении в учебно-воспитательный процесс элементов библиотерапии и комплексной сказкотерапии с помощью серии познавательных сказок, таких как «Живая азбука», а также других сказок и различных рассказов о животном и растительном мире, способствующих воспитанию у ребёнка культуры природолюбия; • присутствии во время изучения той или иной темы или вопроса различных игровых элементов и программ; • включении в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий и различных заданий по изучаемым темам, направлениям и вопросам; • предоставлении ребёнку возможности дальнейшего изучения того или иного материала с воспитателем, родителями и своими сверстниками за пределами дошкольной образовательной организации. Проект «Эколята – Дошколята» с целью формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций культуры природолюбия предусматривает: • использование в дошкольных образовательных организациях учебного пособия «Азбука Природолюбия»; • создание учебно-методической базы для организации и проведения занятий по различным направлениям и темам учебного пособия «Азбука Природолюбия»; • использование в учебно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание комплектов учебных и учебно-методических пособий, раздаточных и наглядных материалов; • разработку и выпуск игровых, развивающих и познавательных книг и журналов, направленных на реализацию целей и задач Проекта; • разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных, напольных, и компьютерных игр, а также аудио и видеопродукции с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • создание разнообразных игровых комплексов и программ для дошкольных образовательных организаций, а также для организации занятий в семье; • разработку специальных элементов оформления помещений в дошкольных образовательных организациях; • организацию и проведение различных игровых программ, конкурсов и викторин, других подобных мероприятий; • издание хрестоматий и различных хрестоматийных сборников; • создание и открытие страничек, разделов, рубрик, тематик, информационных полос Проекта в газетах, журналах, на радио и в телевизионных передачах; • организацию и проведение практических занятий по охране и защите Природы; • организацию и проведение различных тематических встреч, экскурсий и других мероприятий, являющихся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации; • создание опытно-экспериментальных участков, использование прилегающих территорий для организации и проведения в рамках Проекта занятий с детьми; • использование в учебном процессе элементов естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром. Проект «Эколята – Дошколята» позволяет проводить комплексное обучение и воспитание ребёнка в дошкольной образовательной организации и в семье, направленное на развитие у детей культуры природолюбия. Рекомендуемые принципы работы с детьми, которые должны быть использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»: • системный подход к рассмотрению любой учебной темы, вопроса и проблемы с использованием элементов классификации знаний; • использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе; • последовательность в обучении и воспитании; • преемственность при рассмотрении изучаемых тем; • анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов; • простота и доступность изучаемого материала; • наглядность при изучении тем и вопросов; • присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров; • наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала; • поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении учебно-воспитательного процесса, а также в организуемых и проводимых в его рамках занятиях и мероприятиях; • добровольность в сознании и действиях ребёнка при изучении учебного вопроса и темы; • безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса; • наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка. Рекомендуемые формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса в рамках Проекта «Эколята – Дошколята»: • чтение; • беседа; • наблюдение; • обсуждение; • прослушивание тематических сказок и рассказов; • задание; • игра; • просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи; • прослушивание радиопередачи; • викторина; • конкурс; • тематическое оформление помещения; • встреча; • утренник; • прогулка; • работа на природе; • проведение опыта; • экскурсия; • тематическое мероприятие. Рекомендуемые инструментарии при организации работы в рамках Проекта «Эколята – Дошколята», которые могут быть использованы во время учебно-воспитательного процесса: • учебное пособие «Азбука Природолюбия»; • учебники и учебные пособия; • тематические книги; • хрестоматии; • рабочие тетради и дневники; • альбомы и тетради для раскрашивания; • наглядные и раздаточные материалы; • журналы и газеты; • художественные, познавательные и научно-популярные произведения; • энциклопедические и справочные издания; • аудио и видеоносители информации; • настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы; • элементы мультипликации и диафильма; • художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры; • театральные постановки, их фрагменты и элементы; • телевизионные передачи, их фрагменты и элементы; • музеи и картинные галереи; • выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции; • опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории; • элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром; • различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции. Рекомендуемые темы занятий по Проекту «Эколята – Дошколята»: • «Природа вокруг нас»; • «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы); • «Времена года»; • «Время суток»; • «Животные и растения»; • «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»; • «Человек не может жить без Природы»; • «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»; • «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!» • «Помоги Природе, помоги своему другу!» • «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»; • «Сохрани Природу от пожара»; • «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»; • «Природолюбие – учебник нашей жизни». Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»: • Будь аккуратен с Природой • Береги Природу • Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе • Умей гулять на Природе • Дружить с Природой • Единство Человека и Природы • Жалеть Природу • Заботиться о Природе • Исследовать, изучать Природу • Красная книга • Любить Природу, любоваться Природой • Многообразие Природы • Наблюдать за Природой • Ответственность перед Природой • Природолюбие • Радоваться вместе с Природой • Сохранить Природу • Трудиться на благо природе • Уважать Природу • Фантазировать вместе с Природой • Ходить в гости к Природе • Ценность Природы • Чудеса Природы • Шёпот Природы • Щедрость Природы • Экология • Юный натуралист • Явления природы | |
| |
Просмотров: 91 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |