Экспериментируем и играем на подносе
2024-Фев-28, 10:38

Бабушкины бигуди и папины наручные часы, раскрашенные грецкие орехи и разноцветные макароны - все эти вроде бы обычные вещи творят настоящие чудеса. В этом убедились в процессе многолетней педагогической практики авторы пособия "Экспериментируем и играем на подносе: 40 идей для занятий с детьми в яслях и детском саду" Бостельман А., Финк М. 

Для организации индивидуального образовательного процесса в яслях и детском саду воспитателям могут помочь самые обычные материалы и предметы (из тех, что всегда под рукой и недороги). Только их надо правильно скомпоновать и выложить детям для игры на пластиковых или деревянных подносах.

Выполняя игровые задания, дети развивают мелкую моторику, глазомер, конструктивное и творческое мышление, экспериментируют и открывают для себя окружающий мир. И что важно, делают это с удовольствием и интересом.

Задания можно разделить по уровню сложности: они начинаются с игр для детей раннего возраста и заканчиваются идеями, которые заинтересуют старших дошкольников. В каждом случае описывается, как можно видоизменить задание, чтобы повысить его уровень сложности.

Различные игры на подносе:

Рисовые ручейки – малыши очень любят что-нибудь наливать. Но для начала лучше экспериментировать не с жидкостями, а с сыпучим веществом, например рисом. Понадобится два сосуда. В одном – сыпучий материал, второй – пустой. Так же как дети охотно переливают жидкость из одного стакана в другой, так же они увлеченно играют с сыпучими материалами. И при этом нет никакой опасности, что они устроят настоящий потоп.

Крупа в стакане – это задание с целью обучения малыша обращению с жидкостями на порядок сложнее предыдущего. В этом эксперименте ребенок должен решить еще и когнитивную задачу: на подносе стоят кувшин с крупой и два стакана которые надо наполнить. Поэтому ребенок невольно начинает размышлять. Поместится ли содержимое кувшина в один стакан или придется наполнить оба? Надо ли наполнить оба стакана до краев или сначала насыпать крупу в один стакан, а остаток – в другой?

Берем в руки ложку – это задание не требует объяснений: есть наполненная крупой чашка, из которой надо пересыпать содержимое в другую чашку. Дети быстро понимают, что надо сделать. При этом они приобретают те навыки, которые не так интенсивно развиваются во время еды. Кроме того, это задание позволяет ребенку в простой игре совместить два элементарных действия: перенос вещества и наблюдение за его падением в момент пересыпания в другой сосуд.

Три цвета, три предмета – на подносе ребенку предстоит разложить предметы по тарелочкам согласно их цветовому решению.

Сортируем по стаканчикам – это задание интересно с точки зрения развития мелкой моторики, поскольку для сортировки предлагается пинцет. С его помощью ребенок должен аккуратно взять помпон и переложить в стаканчик, стараясь при этом его не уронить.

Кладоискатели – чашка с манной крупой скрывает немало сюрпризов! На этом подносе дети в чашке с крупой могут обнаружить невидимые поначалу «сокровища». А искать их предлагается при помощи ситечка. Сито необходимо погрузить в чашку, затем потрясти, подождать пока манка высыпется, достать оставшиеся в нем предметы и переложить их в другую миску. Чтобы интерес к игре не пропадал, следует время от времени прятать новые «сокровища».

Свет мой, зеркальце, скажи – на этот раз малыши будут искать «сокровища», вооружившись инструментами, оставляющими на песке следы. Речь идет о кисточках и щетках. Результат собственного труда станет для малыша сюрпризом, ведь это будет его собственное отражение в зеркале! Для игры не предлагается никакой емкости и ложки для сбора песка. Поэтому если очищен от крупы один угол зеркальной поверхности, значит другая часть зеркала им закрыта. Другими словами, открываем одно, закрываем другое – два действия в одном.

Оставляем следы – каждый предмет оставляет свой характерный след. Детям это хорошо известно, ведь они часто играют в песочнице. На этом подносе ребенок с помощью различных предметов может сам создавать следы на песке. Очень полезно совместить игру по созданию следов с рисованием.

Волшебный песок – для игры необходим кинетический песок и формочка. Дети очень любят лепить фигурки из песка. А теперь для этого не обязательно выходить на улицу.

Разноцветная вода – эта игра детей завораживает, необходимо подготовить кувшин с водой, гуашь, кисточку. Ребенку предлагается окрасить воду. Одни дети окрашивают воду в один цвет, а другие используют две краски и наблюдают, как краски смешиваются и вода приобретает совсем другой цвет.

Чудесная губка – дети очень любят переливать воду. Из кажущегося «ничего» можно получить нечто особенное. В этом поможет убедиться обыкновенная губка. Ее предлагается использовать в качестве средства для переливания воды из одной миски в другую. Если губку сжать, а потом расправить в воде, то она наберет воду и затем «отдаст» ее. Чудеса, да и только!

 

Издание можно купить.

Публикуем отдельные страницы этого прекрасного пособия.

Категория: Познавательное развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 61 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]