«Мастерская» как форма организации продуктивной деятельности детей
2023-Июн-21, 08:06

Мастерская – это форма организации работы с детьми, основанная на взаимодействии педагога и воспитанников, в процессе которой в специально организованном пространстве и времени создаются условия для восхождения детей к новым знаниям, новому опыту, новым открытиям путем освоения определенного ремесла или технологии изготовления и создания творческого продукта.

 

В настоящее время известным детским психологом Н. А. Коротковой разработаны психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности с детьми в форме «мастерской»:

  • стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринуждённо-доверительному);
  • рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);
  • отношение педагога к выполнению общей работы (от общего руководства к участию в выполнении определённой части работы и т.п.).

 

В совместной партнёрской деятельности меняется и положение детей. 

  • дети и воспитатель размещаются за общим столом, по ходу работы свободно общаются, по мере необходимости перемещаются; дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет;
  • дети могут работать в разном темпе; каждый ребёнок определяет сам свой объем работы (что он сделает сегодня, что может отложить на завтра и т. д., но сделает это хорошо и доведёт начатое дело до конца;
  • каждый ребенок сам решает, участвовать ему в общей работе или нет (но это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и бездельем);
  • дети, которые закончат работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует; если ребёнок не может справиться с работой сразу, он может продолжить её в последующие дни, но обязательно должен стремиться к  тому, чтобы добиться результата, в получении которого ему помогает педагог.

Работа в форме «мастерской» может проводиться педагогом  как в процессе образовательной деятельности с детьми (вместо занятий рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием), так и в ходе режимных моментов (в утренние часы до завтрака,  после сна, в промежутке между полдником и ужином, после ужина и т.д.). При этом длительность работы детей должна регулироваться педагогом.

Если работа в форме «мастерской» осуществляется в образовательной деятельности, то по длительности она, даже для увлечённых работой детей, не должна превышать норм СанПиНа.

В ходе режимных моментов работа в «мастерской» регулируется в соответствии с распорядком дня, но по длительности она также не должна превышать норм СанПиНа.

При организации работы с детьми в форме «мастерской» педагогу важно, с одной стороны, обеспечить плавный переход детей от организованных форм к самостоятельной деятельности, а с другой стороны, не допустить того, чтобы ребёнок не завершил начатое им дело.

Для этого в деликатной форме педагог должен своим участием, поддержкой, с помощью соответствующей мотивации, используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, добиваться завершения работы.

 

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста в форме «мастерской» с отходами, которые получены при обработке дерева на токарном станке (стружка, опилки).

1. Организация работы с детьми в ходе режимных моментов (до завтрака).

Воспитатель знакомит детей с древесными отходами. Предлагает рассмотреть их, понюхать, чтобы ощутить аромат древесины, полюбоваться цветом. Обращает внимание на разнообразие точёных деревянных форм и обсуждает вопрос о том, каким образом были получены эти древесные отходы. Нужно сохранять их или нет? Для чего можно их использовать и как?

Получив согласие детей на использование отходов, воспитатель предлагает для проведения этой работы организовать в группе «мастерскую». Для этого необходимо составить отдельные столы таким образом, чтобы получился один общий стол, за которым у воспитателя и каждого из детей будет своё место.

2. Проведение образовательной деятельности с детьми.

Содержание работы: Создавать условия для формирования у детей представлений о возможностях и способах использования отходов из дерева в процессе художественного труда. Воспитывать самостоятельность в работе, творческую инициативу. Развивать воображение детей, учить их видеть в бросовом материале образы, которые можно получить путём соединения различных деревянных форм при создании поделки. Учить работать коллективно: предварительно вместе обсуждать замысел, распределять обязанности, планировать эту работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей (подбор деревянных форм, их соединение, раскраска) для создания поделки. Побуждать к экспериментированию с различными материалами, которые можно использовать для соединения отдельных частей, и по результатам делать выводы относительно того, насколько данный материал обеспечивает качество будущей поделки (красоту и прочность). Учить действовать с шилом при соединении деревянных деталей, соблюдая технику безопасности.

Материал: деревянные отходы, разнообразные материалы, с помощью которых можно соединять отдельные деревянные детали (пластилин, проволока, шило, клей, деревянные зубочистки и др.).

Полученные результаты

Дети с удовольствием рассматривали отходы из дерева: брали их в руки, нюхали, пытались составить отдельные формы и представить себе тот предмет, который в результате этого может получиться.

Вначале дети решили сделать сувениры из дерева и подарить их родным и близким. Воспитатель поддержал эту идею, но в свою очередь предложил собственную: сделать из деревянных заготовок персонажей для настольного театра по. какой-нибудь сказке. Дети согласились с этим предложением и самостоятельно выбрали сказки, героев из которых они хотели бы сделать. Одни дети были сторонниками английской народной сказки «Три поросёнка», а другие - сторонниками сказки «Принцесса на горошине» Г. Х. Андерсена.

Решение детей было поддержано воспитателем. С одной стороны, работа по изготовлению персонажей сказок позволяла объединить усилия детей для создания общего продукта, что гораздо важнее, чем работа каждого над отдельной поделкой. С другой стороны, при проведении этой коллективной работы каждый ребёнок имел возможность работать над созданием своего собственного продукта. При этом общий продукт всех участников (персонажи к сказке) не теряет самостоятельной ценности.

В результате коллективного обсуждения пришли к выводу, что для изготовления героев этих сказок детям понадобятся разные деревянные формы. Для создания трёх поросят достаточно выбрать соответствующие деревянные формы в виде овалов и раскрасить их. Для изображения волка, короля, принца, принцессы, старой королевы требовалось соединить отдельные деревянные формы.

Результаты экспериментирования детей с разными материалами (пластилином, проволокой, клеем) позволили им самостоятельно убедиться в том, что с помощью этих материалов нельзя добиться прочного соединения деталей и привлекательного внешнего вида. Воспитатель предложил детям новый, «взрослый» способ соединения деталей с помощью шила (в местах соединения форм с помощью шила делаются отверстия, затем они смазываются клеем и с помощью кусочка деревянной зубочистки соединяются) и рассказал им о технике безопасности при его использовании. Вначале дети поупражнялись в использовании этого способа соединения деталей на бросовых кусочках, а потом успешно соединили детали  и получили фигурки, изображающие волка и героев сказки  «Принцесса на горошине».

Цель. Упражнять в творческом применении практических умений и навыков, полученных ранее в рисовании и аппликации. Побуждать детей самостоятельно выбирать изобразительные  и бросовые материалы и их цвет для росписи И декорирования  поделок .

Материал. Гуашь, акриловые краски; фломастеры; цветные шариковые ручки; набор цветной бумаги; цветные нитки; клей ПВА.

Полученные результаты 

В результате экспериментирования с древесными отходами де ти пришли к выводу, что их будущие поделки можно раскрашивать гуашью, акриловыми красками, фломастерами, на них можно наносить узор шариковой ручкой и др., добиваясь создания выразительного образа. При этом деятельность детей в условиях  «мастерской» оказалась более привлекательной, чем традиционные занятия одним из видов продуктивной деятельности. В «мастерской» дети имели возможность экспериментировать с разнообразными материалами (красками, нитками, бумагой и др.), которые традиционно не были включены в отдельные виды изобразительной деятельности, проявлять активность, инициативность в выборе материала, его цвета, фактуры. Так, например, группа детей, которая приняла решение работать над изготовлением персонажей к сказке «Принцесса на горошине», обратила внимание на набор красок с перламутром. Опробовав краски при закрашивании дерева, дети пришли к выводу, что именно перламутр, добавленный к основному цвету краски, отвечает их представлениям о фактуре одежды принца, короля и королевы. Для одежды принца был выбран голубой цвет, для одежды короля коричневый верх и зелёный низ, а для одежды королевы красный  цвет. Одежда принцессы была выполнена в тёплой гамме нескольких оттенков желтого цвета.

Дети, которые намеревались изготавливать героев к сказке «Три поросёнка», отказались от использования краски с перламутром, так как, по их мнению, ни поросята, ни волк не могут  быть окрашены в переливающиеся цвета перламутровой краски, потому что так не бывает. Но перед ними возник вопрос, как сделать, чтобы все три поделки братьев-поросят были одинаковыми по цвету. После продолжительных переговоров дети пришли к выводу, что для этого кому-то одному нужно развести побольше краски на палитре и все остальные воспользуются ею. Результат  превзошёл ожидания — все поросята оказались одного оттенка розового цвета.

Особый интерес дети проявили к декорированию поделок к сказке «Принцесса на горошине». После росписи поделок у детей возник вопрос относительно того, как выразительно оформить головы королевской семьи. «Им надо сделать волосики», говорили дети, но с выбором материала затруднялись. Из нарезанных полосок бумаги волосы получались грубыми и невыразительными. Тогда на помощь пришёл воспитатель и предложил сделать волосы из ниток. В выборе цвета ниток для волос принимали участие все дети. В результате споров и размышлений пришли к выводу: у короля будут длинные вьющиеся волосы чёрного цвета, потому что его лицо украшено чёрными усами. Для миловидного лица королевы были подобраны светло-каштановые волосы. Лицо принца украшают светлые волосы, из которых ребёнок сделал модную причёску, ниспадающую на лицо. Самые красивые, длинные волосы из ниток были сделаны для  принцессы.

Много усилий и мастерства понадобилось детям при изготовлении короны для короля, принца, королевы, но они с этой работой  справились.

3. Организация работы с детьми в ходе режимных моментов по созданию декораций, атрибутов для использования поделок в настольном театре (до завтрака, после полдника).

Цель. Содействовать формированию у детей целеполагания, способности к длительным волевым усилиям, направленным на  достижение результата. Продолжать учить детей творчески применять полученные знания, умения и навыки по декоративному рисованию при создании декораций; побуждать к самостоятельному выбору сочетаний цветов, украшений в зависимости от назначения узора и той формы, для украшения которой он предназначен. Продолжать учить создавать поделки из природного материала путём дополнения его другими материалами (бумагой, тканью, нитками и др.) для создания выразительного образа. Побуждать детей при создании декораций руководствоваться содержанием литературного произведения.

Материал. Основание из картона для размещения настольного театра по данной сказке; наборы цветной бумаги для изготовления декораций; природный и бросовый материал; кусочки ткани.

Полученные результаты

В течение нескольких дней дети охотно играли со своими поделками. Когда воспитатель почувствовал, что дети начинают терять к ним интерес, то напомнил о том, что они хотели использовать свои поделки в настольном театре по сказкам.

Дети охотно откликнулись на предложение воспитателя и изъявили желание продолжить работу в «мастерской» по изготовлению декораций и атрибутов для будущих театральных постановок .

Начать эту работу воспитатель предложил с чтения тех сказок, по сюжету которых они уже изготовили персонажей. До прослушивания сказок перед детьми была поставлена задача запомнить описание той обстановки, на фоне которой происходит действие сказки. В результате было установлено, что действие сказки «Принцесса на горошине» происходит во дворце. В спальне дворца должна быть кровать с двадцатью тюфяками и двадцатью перинами.

Наличие такого большого количества атрибутов привело к растерянности детей, но воспитатель пришёл к ним на помощь и напомнил, что он тоже принимает участие в работе «мастерской». Поэтому изготовление кровати с множеством тюфяков и перин он берет на себя, а стены дворца будут расписывать дети.

Когда работа над декорациями и атрибутами для спектакля была завершена, дети после нескольких репетиций показали маленькие спектакли настольного спектакля малышам и родителям, а затем длительное время играли со своими поделками.

 

Источник

Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы / О.В.Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.


 

Категория: Художественно-эстетическое развитие | Добавил: Админ
Просмотров: 212 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]