2024-Фев-20, 12:59 | |
Народные сказки сегодня все чаще подвергаются критике: глупые, неяркие, скучные, непонятные современным детям. «Зачем вообще нашим детям читать неактуальные сказки? Они же не отвечают принципам и ценностям современного общества!», - часто звучит на просторах интернета. Так, может, их просто не читать? Тем более что выбор детской литературы сегодня огромный. Зачем же нужны сказки? Для того, чтобы ребенок научился мечтать, стремиться к большему, искать свой путь. Для того, чтобы ребенок учится, как отличить плохое от хорошего, с помощью любимого героя мог выстроить собственную линию поведения в той или иной ситуации. Все сказки выдуманы людьми, но каждая из них несет свою поучительную историю. Что, например, вместе можно справиться с любой трудностью, или что хорошие люди вознаграждаются за свои поступки, а зло получает по заслугам. Слушая сказки, дети ставят себя на место главного героя. И, если быть внимательным к своему ребенку, можно понять что его в данный момент тревожит или чего он сейчас боится. И очень важна познавательная, интеллектуальная ценность сказок. Сказки показывают детям, что вещи не являются поверхностными, и что все, что мы видим или слышим, имеет слои, выходящие за рамки непосредственного понимания. Дети начинают улавливать и воспринимать символический и метафорический язык через сказки. Сказка – это практически маленькая модель мира, понятная детям. Что дает сказка? Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания, способах проявления творческой смекалки. Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке. Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Устраивайся удобнее, дружок, и слушай внимательно. Я расскажу тебе сказку...
«Репка» - «цепочная» или кумулятивная сказка. Её герои выстраивают цепочку из тел: дедка-бабка-внучка-Жучка-кошка-мышка. Эта цепочка эта выстраивается произвольно? Репка крепко сидит в земле, и те, кто пытается её вытащить, зовут все новых и новых помощников из числа членов семьи и домашних животных. Но почему бы им не позвать, к примеру, корову - тоже домашнее животное? Не знаете? Задайте этот вопрос ребенку, и он мгновенно ответит: «Так ведь корова по росту не подходит!» Возвышаясь над бабкой, она станет неправильно поставленным звеном в собранной пирамидке, нарушит плавно сужающуюся цепочку, очень, кстати, интересную цепочку, в которой нашлось место для мужчины и женщины, зверя и человека, друга и врага. Сказка разворачивает цепочку из слов: «Бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут…» и «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут…». То есть имя каждого нового персонажа словно «нанизывается» на имена уже существующих, которых сказке не скучно повторить. Цепочная структура характерна для многих народных сказок: «Колобок», «Рукавичка», «Теремок», «Репка», «Про яичко», «Зимовье зверей», «Как петушок подавился», «Война грибов» и т.п. На дерево сказки как бы нанизываются ветви событий. Прямо как детская пирамидка. От простого - к сложному. От маленького – к большому. Именно так дети познают мир. Польза для детей от таких сказок огромна. Это и построение логических цепочек, и тренировка памяти, логики, простейших форм анализа, запоминание слов и образов героев. При хорошем рассказе это еще и тренировка эмоций, выразительности речи. | |
| |
Просмотров: 278 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |